Консультации (вопрос-ответ)

Вопрос: Что такое метапредметы?

Ответ: Метапредметы - это предметы, отличные от предметов традиционного цикла, которые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. На метапредметах превыше всего ценится не знание пройденного учебного материала, а спонтанно осуществляемое мышление, свободное мыслительное действие, осуществляемых индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью - и обучающимися, и учителями.

Осуществив работу на разном предметном материале, ученик делает предметом своего осознанного отношения сам способ своей работы на разном предметном материале. Он начинает рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался. И тогда ученик может обнаружить, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что работал с одной организованностью мыследеятельности, своеобразной мыслительной вещью. В качестве подобных вещей разработчиками выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

В рамках метапредмета «Знание» ребенок учится работать с системами знаний; на занятиях метапредмета «Знак» у школьников формируется способность к схематизации, они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, что хотят сказать, что хотят сделать. Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем, учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения. В рамках метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Метапредметы преподаются на экспериментальных площадках в старших классах школы некоторых регионов (с 7-го по 11-й наряду с обычными предметами). Они не вытесняют и не замещают последние. Более того, успешное обучение по метапредметампредполагает хорошее знание материала традиционных учебных предметов.Более подробно узнать о метапредметах можно из книг Юрия Громыко:

- Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов / Учебное пособие для учащихся старших классов. - М.: Пушкинский институт, 2001.

- Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». - М.: Институт учебника «Paideia», 1998.

Вопрос: Как оценивать метапредметные результаты на уроках иностранного языка?

Ответ: Особенности оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, а также читательской и ИКТ-компетентностей, навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности должны быть отражены в программе формирования УУД, которую разрабатывает коллектив школы.

Стандарт требует достижения не только предметных, но и метапредметных результатов. Можно уточнить, что именно понимается под «метапредметными»?

Образовательные стандарты рассматривают метапредметные результаты большей частью как развитые универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), вместе с тем не отрицая некой интегративной составляющей содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам на уровне понятий.

Вопрос: Какие задания способствуют формированию УУД на уроках английского языка?

Ответ: Формированию личностных УУД способствуют задания к текстам, где предлагаетсядать оценку поступкам главного героя, ответить на вопросы «Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?».

На формирование регулятивных УУД направлены контрольные задания, в том числе тестового характера, и те, которые предполагают самоконтроль.Технология «Портфолио» также способствует развитию регулятивных УУД, т. к. формирует умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Также данная технология развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирует адекватную самооценку.

Познавательные УУД формируются с помощью разнообразных заданий. Приведём некоторые из них:подготовка устного и письменного речевого высказывания; формулирование проблемы (главной идеи) текста; извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста; преобразование модели утвердительного  предложения в вопросительные предложения различных типов; составление таблиц, схем-моделей; самостоятельное достраивание предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетений, предложений); классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.; самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование и т.д.); организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением нового языка.

Коммуникативные УУД формируются при совместной работе учащихся (парная, групповая формы): распределение ролей при составлении диалогов, работа в группах, выполнение проектных заданий.

Вопрос: Что такое «метапредметный подход»?

Ответ: Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы давать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. Школьники при помощи метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки

Новизна метапредметной технологии заключается в том, что учитель получает возможность работать со способностями учащегося, а ученик получает знание об устройстве самого знания и способах деятельности, которые являются универсальными, применяемыми в разных предметах.

Вопрос: Зачем учитель должен добиваться ещё и метапредметных результатов?

Предполагается, что метапредметные результаты помогают учащимся принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, в условиях быстро меняющегося общества, когда от выпускника школы требуютсяне только знания, но и способность применять их на практике, умение мыслить нестандартно, творчески подходить к решению проблем.