Консультации (вопрос-ответ)

Вопрос 1. Какие сведения должны быть в уставе образовательной организации?

По сравнению с прежним законодательством требования к уставам образовательных организаций упростились (см. ст. 13 Закона РФ «Об образовании», действовавшего до 1 сентября 2013 года).

На сегодняшний день требования к уставу закреплены в ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий.

Помимо указанных сведений устав должен соответствовать требованиям ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Помимо сведений, напрямую указанных в обозначенных выше статьях закона об образовании и закона о некоммерческих организациях, существуют иные нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», прямо или косвенно отсылающие к уставу образовательной организации. Они перечислены ниже.

- В образовательной организации могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации (ч. 4 ст. 26).

- Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 26).

- Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами (ч. 4 ст. 28).

- Специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций (ч. 2 ст. 33).

- Обучающимся предоставляются академические права на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом (п. 17 ч. 1 ст. 34).

- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации (ч. 3 ст. 44).

- Педагогические работники пользуются правом на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации (п. 9 ч. 3 ст. 47).

- Научные работники образовательных организаций наряду с правами, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, имеют право входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации (п. 1 ч. 2 ст. 50).

- В уставе определяется порядок назначения или избрания руководителя образовательной организации, исходя из тех способов, которые предусмотрены в ч. 1 ст. 51 Закона, согласно которой руководитель образовательной организации

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

- Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации (ч. 6 ст. 51).

- Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством (ч. 10 ст. 51).

- Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования (ч. 13 ст. 51).

- В уставе определяются права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52).

- В уставе указывается, каким образом имущество, оставшееся после ликвидации образовательной организации после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Вопрос 2. Каким образом регламентируются права педагогических работников на участие в управлении образовательной организацией?

Ванюков Игорь Викторович

Право педагогических работников на участие в управлении образовательной организацией прямо предусмотрено ст. 26 и п. 9 ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ. Эти права применительно к любому работнику также установлены трудовым законодательством. Реализация права работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями. Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашениями;

- проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

- обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

- участие в разработке и принятии коллективных договоров;

- иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 5253 Трудового кодекса РФ).

По инициативе педагогических работников в образовательной организации могут создаваться профессиональные союзы работников, которые наделены правом учета их мнения по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы (п. 2 ч. 6 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ). Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению (ст. 8 ТК РФ).

Вопрос 3. Можно ли взимать плату за проведение аттестации педагогических работников частных образовательных организаций?

Нет, нельзя. Аттестация педагогических работников частных образовательных организаций проводится по общим правилам, установленным Федеральным законом № 273-ФЗ и Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 (далее - Порядок). Данными нормативными правовыми актами взимание платы с каких-либо категорий педагогов за проведение аттестации не предусмотрено. Аналогичная позиция изложена в Разъяснениях по применению Порядка, направленных совместным письмом Минобрнауки России (№ 08-1933) и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (№ 505) от 3 декабря 2014 года (вопрос 31).

Отметим, что одним из основных принципов проведения аттестации является недопустимость дискриминации, что прямо указано в п. 4 Порядка. Установление платы за проведение аттестации педагогических работников частных образовательных организаций ставило бы их в неравное положение по сравнению с педагогами государственных и муниципальных образовательных организаций, что как раз и является примером дискриминации.

Также отметим, что проведение аттестации на установление квалификационной категории аттестационной комиссией субъекта Российской Федерации является государственной услугой, предоставляемой уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по запросам заявителей (педагогических работников). Это прямо следует из п. 25 Порядка и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Как установлено ч. 1 ст. 8 данного Федерального закона, государственные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе. Исключения из этого правила, указанные в этой же статье, на проведение аттестации педагогических работников не распространяются.

Вопрос 4. Должен ли руководитель образовательной организации иметь высшее образование? Возможно ли прекращение трудовых отношений с руководителем, имеющим среднее профессиональное образование, в случае отказа от получения высшего образования? В какие сроки необходимо проводить аттестацию руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций?

Требование органов, осуществляющих управление в сфере образования, о наличии у руководителей образовательных учреждений высшего профессионального образования получило широкое распространение после принятия новых Квалификационных характеристик должностей работников образования, утв. приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В квалификационной характеристике по должности руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения в разделе «Требования к квалификации» установлено требование к наличию высшего профессионального образования определенной направленности и стажу работы.

Вместе с тем многие квалификационные справочники, в том числе указанный выше, в части «Общие положения» содержат оговорку о возможности назначения на должность лиц, не имеющих образования и стажа, указанного в квалификационной характеристике, в порядке исключения и по рекомендации аттестационной комиссии. Иначе говоря, отсутствие установленного образовательного уровня само по себе не является абсолютным юридическим запретом для назначения на должность.

Применительно к руководителям образовательных организаций более точный ответ позволяет дать ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ: «кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам». Это, в частности, означает, что лица, принятые на должность руководителей до вступления данного Федерального закона в силу, т.е. до 1 сентября 2013 года, вправе продолжать работать в должности с фактически имеющимся образовательным уровнем.

Отметим, что трудовое законодательство не содержит основания прекращения трудовых отношений с работником по причине отсутствия у него установленного уровня образования и квалификации. По нашему мнению, такой подход также свидетельствует об отсутствии прямой связи между формальным образовательным уровнем работника и фактическими результатами и эффективностью его труда, которые можно выявить при аттестации работника.

Таким образом, требование законодательства о необходимости руководителю образовательной организации иметь высшее образование полностью распространяется только на лиц, назначенных на данную должность после 1 сентября 2013 года.

Что касается аттестации руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций, то, как установлено в ч. 4 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ, порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя этих организации устанавливаются учредителями. Начиная с 1 сентября 2013 года учредители должны были начать работу по подготовке такой аттестации, прежде всего, принять нормативные документы, определить сроки аттестации действующих руководителей, критерии оценивания результатов труда и пр. Также отметим, что в логике Федерального закона № 273-ФЗ аттестация руководителей образовательных организаций проводится в целях установления соответствия занимаемой должности, а не по аналогии с аттестацией педагогических работников по их желанию, т.е. в целях установления квалификационной категории.

Еще один немаловажный правовой аспект возникает при неоднократном назначении на должность руководителя образовательной организации одного и того же лица по срочному трудовому договору. По правилам Трудового кодекса РФ прежний трудовой договор с ним предварительно должен быть прекращен в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 77 ТК РФ с применением правил статьи 79 ТК РФ. Это означает, что условиями нового назначения на ту же должность становится соблюдение требований частей 3 и 4 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ о необходимости иметь высшее образование и о проведении аттестации лица, претендующего на должность руководителя (кандидата на должность).

Вопрос 5. Педагогические работники согласно п. 2 части 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обладают правом на повышение квалификации или профессиональную переподготовку не реже чем один раз в три года. Распространяется ли это право на руководящих работников образовательных организаций?

Исходя из части 2 ст. 46статей 474851 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» руководители образовательных организаций не относятся к категории должностей, занимаемых педагогическими работниками. Это правило подтверждается номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ, отдельные права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников, а именно:

право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;

право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения - для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Как видно из приведенных положений, в перечень трудовых прав и социальных гарантий руководителей не входит право на дополнительное профессиональное образование, предусмотренное для педагогических работников.

Вместе с тем отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ законодательство об образовании включает в себя как нормативные правовые акты Российской Федерации, так и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Права и обязанности руководителей организаций в области трудовых отношений также определяются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 274 Трудового кодекса РФ).

В трудовых отношениях с органами, осуществляющими функции учредителей образовательных организаций, руководитель является работником, следовательно, имеет право на дополнительное профессиональное образование согласно ст. 197 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ). Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Следует отметить, что согласно пп. 62 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится, в том числе, организация дополнительного профессионального образования работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая руководителей таких учреждений. Аналогичная норма в отношении работников муниципальных учреждений содержится в п. 8.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, организация дополнительного профессионального образования для руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется их учредителями.

Вопрос 6. В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ кандидаты на должность руководителя и руководители образовательных организаций обязаны проходить аттестацию. Должны ли проходить аттестацию заместители руководителя?

В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель должны проходить обязательную аттестацию, порядок и сроки которой устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. Должность заместителя руководителя не указана в числе лиц, проходящих обязательную аттестацию.

Тем не менее, сама образовательная организация может на основании ст. 8 и ч. 2 (т.е. второго абзаца) ст. 81 Трудового кодекса РФ принять положение об аттестации на соответствие занимаемой должности, предусмотрев в нем аттестацию любых работников учреждения, не относящихся к педагогическим работникам. Такое положение удобнее, по нашему мнению, с технико-юридической точки зрения, принять отдельным локальным актом дополнительно к положению об аттестации педагогических работников.  

Следует иметь в виду, что все локальные нормативные акты, предусматривающие аттестацию работников, принимаются с учетом мнения представительного органа работников, т.е. профкома учреждения (ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ).

Вопрос 7. Какие новшества вносит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в статус руководящих работников региональных и муниципальных образовательных организаций?

Основные положения, определяющие правовой статус руководителей организаций, содержатся по-прежнему в главе 43 Трудового кодекса РФ «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации». Вместе с тем ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ уточняет, что права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  предусматривает наличие номенклатуры должностей руководителей образовательных организаций, уточняет права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, вносит конкретику в вопросы их аттестации, определяет минимальный образовательный ценз претендентов на занятие должности руководителя (части 2, 4, 7 ст. 51).

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона № 273-ФЗ постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и должностей руководителей образовательных организаций. К должностям руководителей образовательных организаций, реализующих различные образовательные программы (за исключением программ высшего и дополнительного профессионального образования), относятся директор и заведующий, к должностям заместителей руководителей - заместитель директора, заместитель заведующего, к иным должностям руководителей - руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения, заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики, старший мастер.

Руководителям образовательных организаций, заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников в части предоставления ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска, досрочного назначения трудовой пенсии, в части предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, поселках городского типа). Порядок предоставления данных прав, гарантий и мер поддержки устанавливается Правительством РФ (ч. 7 ст. 51ч. 4 ст. 52 Федерального закона № 273-ФЗ).

Новый Федеральный закон об образовании определяет, что кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за отдельным исключением) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения данной аттестации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. Отрицательные итоги аттестации должны признаваться как препятствие к занятию должности руководителя образовательной организации, а применительно к руководителям - как основание прекращения трудовых отношений с ними.

Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством (ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ).

Как и ранее, должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству. Теперь это правило распространено на руководителей филиалов данных образовательных организаций. Это означает, например, что на учителя малокомплектной сельской школы, присоединенной к школе райцентра в качестве филиала, не могут быть возложены полномочия по руководству филиалом (как это распространено на практике).

Вопрос 8. В нашем образовательном учреждении не принимались должностные инструкции работников, только составлялись трудовые договоры. В Трудовом кодексе РФ и Законе РФ «Об образовании» нет прямых указаний на необходимость принятия каждым работодателем именно должностных инструкций. Нужно ли иметь должностные инструкции согласно новому Федеральному закону об образовании?

Да, должностные инструкции нужно разработать и утвердить для всех педагогических и иных работников в силу прямого указания на данные документы Федерального закона«Об образовании в Российской Федерации» (ч. 6 ст. 47ч. 3 ст. 52).

Вопрос 9. Не нарушает ли нормы Федерального закона «О персональных данных» требование о размещении на сайте школы информации о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы?

Размещение на официальном сайте образовательной организации с целью обеспечения информационной открытости информации о персональном составе педагогических работников с указанием уровня их образования, квалификации и опыта работы, предусмотренное пп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», представляет собой не что иное, как обработку персональных данных (п. 3 ст. 3  Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в случае, если «осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом».

Таким образом, требования Федерального закона № 273-ФЗ о размещении на сайте школы информации о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы  не нарушают нормы Федерального закона «О персональных данных». Причем такое размещение не требует согласия педагогических работников.

Вопрос 10. Сможет ли педагогический работник обжаловать дисциплинарное взыскание в конфликтной комиссии, создаваемой в образовательной организации согласно ч. 3 ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?

Нет, не сможет, так как данная комиссия создается для урегулирования вопросов по поводу реализации прав на образование.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, к которым закон относит комиссию по трудовым спорам и суд (ст. 193357382 Трудового кодекса РФ). При обращении работников в другие органы и к должностным лицам последние обязаны дать ответ в установленный срок, но не обладают правом отменить решение работодателя.

Если дисциплинарное взыскание наложено на педагога в связи с конфликтной ситуацией с обучающимися, то обратиться в комиссию по урегулированию споров возможно для разрешения возникшего конфликта. При отсутствии вины педагога в конфликтной ситуации позиция комиссии может способствовать снятию дисциплинарного взыскания либо послужить дополнительным доводом для признания взыскания незаконным. При этом сама комиссия не может признать решение о дисциплинарном взыскании незаконным и отменить его.

Вопрос 11. Вправе ли гимназия ввести профильное обучение уже в начальной школе?

Федеральный закон № 273-ФЗ не содержит такого названия организации осуществляющей образовательную деятельность как гимназия.

Одно из принципиальных изменений введенных законом об образовании в Российской Федерации - это переход од концепции связи образовательных организаций и реализуемых образовательных программ (учреждения общего образования, СПО, ВПО и т.д.) к концепции реализации образовательных программ в разных образовательных организациях.

Сейчас закон ввел три принципиальных понятия:

образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

обобщенное понятие - организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

Может показаться, что в отношении связи программ и организаций мало что изменилось, ведь закон подразделяет образовательные организации на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности, в частности выделяя,

В частности в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

Однако закон определяет, и право образовательных организаций осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности без каких либо дополнительных условий. А именно общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Закон определяет образовательную программу как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Пункт 25 ст. 2 говорит о направленности (профиле) образования как об ориентации образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности которые могут определять ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Образовательной программа образовательной организации может содержать региональные, национальные и этнокультурные особенности, она может быть ориентирована на конкретные области знания, а так же содержать различные виды учебной деятельности.

Часть 4 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

Таким образом, профильное обучение может быть организовано в рамках реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Вопрос 12. Печать школы содержит полное наименование школы, а также надпись "Для документов". Специалист по кадровой работе учредителя образовательной организации говорит, что такая надпись делает печать недействительной. Так ли это?

Княгинина Надежда Владимировна

Данная проблема не столько формально-юридическая, сколько связана с обычаями делового оборота. В законодательстве Российской Федерации содержится норма, устанавливающая, что у некоммерческой организации должна быть печать (в единственном числе, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Описание печати содержится в уставе организации, существуют требования к печати, для некоммерческой организации этим требованием является полное наименование организации на русском языке (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Вместе с тем, законодательство не запрещает организации иметь и другие печати. На практике их называют специальными или дополнительными. Это печати с надписями, например, "для документов", "бухгалтерия" и т. д. Судебная практика в спорных вопросах приравнивает оттиски дополнительных печатей к основным (например, такая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 ноября 2010 г. по делу № А70-4089/2010).

В данном случае основная печать своим видом напоминает дополнительную, что ввело в заблуждение специалиста по кадровой работе учредителя образовательной организации. Необходимо отметить, что использование печатей внешним видом напоминающих дополнительные, не противоречит законодательству Российской Федерации, однако, велика вероятность, что такая печать может вызывать сомнения, в том числе, в подлинности самого документа об образовании.

Вопрос 13. Имеет ли право администрация школы перевести ученика в другой класс в параллели без согласия родителей по причине создания данным ребенком и его родителями конфликтной обстановки в классе?

Княгинина Надежда Владимировна

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила перевода обучающихся между классами (например, "Правила перевода, отчисления и восстановления обучающихся образовательной организации").

Соответственно, администрация учебного заведения вправе перевести ученика в другой класс в параллели без согласия родителей, если такое согласие не требуется в соответствии с локальным актом образовательной организации. Напротив, если локальными нормативными актами требуется получение согласия родителей (законных представителей) на перевод обучающегося, осуществить перевод обучающегося самостоятельно образовательная организация не вправе.

Вопрос 14. Как поступить в случае, когда образовательная организация закупила учебники по ФГОС для 5-х классов на 2015-2016 учебный год, а этот учебно-методический комплекс исключили из перечня на следующий учебный год?

Образовательная организация имеет право, а не обязана использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" учебники.

Письмо Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. № 08-548 "О федеральном перечне учебников" содержит рекомендацию не приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии для сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы. Данная норма имеет исключительно рекомендательный характер, и Вы можете перейти на другой учебно-методический комплекс (учитывая право педагогического работника на выбор учебников и учебных пособий, закрепленное в п. 4 ч. 3 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

Вопрос 15. Может ли образовательная организация публиковать рейтинг поступающих на своем официальном сайте?

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" фамилия, имя, отчество поступающего и средний балл его аттестата являются персональными данными.

Публикация списка является видом обработки персональных данных (в соответствии с п. 3 ч. 1  ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных"), для осуществления которого необходимо получить согласие субъекта персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных").

Следовательно, публикование рейтинга поступающих возможно только при условии подписания ими заявления о согласии на обработку персональных данных.

За нарушение данной нормы предусмотрена административная ответственность (ст. 13.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ "Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)"). Данное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Вопрос 16. Какие документы и ксерокопии документов должны находиться в личных делах обучающихся в соответствии с законом об образовании и не противоречить закону «О защите персональных данных»?

Янкевич Семён Васильевич

В настоящее время действует Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32.

В соответствии с п. 9 данного Порядка прием граждан в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя).

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка;

б) дата и место рождения ребенка;

в) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;

г) адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);

д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.

Иные документы предоставляются родителями (законными представителями) детей по своему усмотрению.

Вопрос 17. Обязаны ли общеобразовательные организации заниматься лечебной физкультурой с учащимися с ограниченными возможностями здоровья по медицинским показаниям?

Лечебная физкультура является медицинской услугой, подлежащей лицензированию как вид медицинской деятельности (Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Оказывать услуги по лечебной физкультуре вправе специалист с соответствующим профессиональным образованием и квалификацией.

Содержание услуги по лечебной физкультуре не связано с содержанием образовательной программы общеобразовательной организации. Вместе с тем каждая образовательная организация в соответствии со ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ должна осуществлять определенную деятельность, нацеленную на охрану здоровья обучающихся, в частности, организовывать и создавать условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом. Поэтому при соблюдении указанных выше условий (наличие специалистов, лицензии, дополнительного финансирования) образовательная организация может оказывать услуги и по лечебной физкультуре.

Представляется, что более эффективным способом организации лечебной физкультуры будет предоставление базы образовательной организации для работы медицинской организации.

Вопрос 18. Кто может проводить специальную оценку условий труда?

Специальная оценка условий труда призвана выявить вредные и/или опасные факторы места где работник трудится, и, оценив уровень воздействия этих факторов, установить класс условий его труда.

Специальная оценка проводится работодателем совместно с организацией, имеющей специальную аккредитацию. Работодатель привлекает такую организацию на основе гражданско-правового договора по выполнению специальной оценки условий труда. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Вопрос 19. С какого момента (дня) прекращается действие государственной аккредитации в связи со вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2014 г. №500-ФЗ? Ранее было указано: «...со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица, о прекращении его деятельности в результате реорганизации или о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя».

Согласно ч.21 ст.92 Федерального закона №273-ФЗ при прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.

Решение о прекращении лицензии оформляется распорядительным актом лицензирующего органа. Соответственно, дата приказа о прекращении действия лицензии и есть день принятия решения о прекращении лицензии. Одновременно с распорядительным актом о прекращении действия лицензии необходимо оформить распорядительный акт о прекращении действия государственной аккредитации.

Вопрос 20. Меры по итогам федерального государственного контроля применяются в случае выявления несоответствия содержания и качества в совокупности (в законе используется союз «и»)? При выявлении несоответствия количества часов учебного плана требованиям ФГОС и отсутствии несоответствия качеству подготовки обучающихся меры к организации не применяются?

Наличие союза «и» указывает на необходимость наличия двух оснований для возможности принятия соответствующих мер к организации. Отсутствие одного из двух оснований (несоответствия содержания подготовки обучающихся или несоответствия качества подготовки обучающихся отражается в акте проверки, но свидетельство о государственной аккредитации не приостанавливается.

Выходом из сложившейся ситуации может стать проведение проверки по государственному контролю качества образования одновременно с проверкой по государственному надзору в сфере образования.