Консультации кафедры дошкольного и начального общего основного образования по вопросам функциональной грамотности, обучению детей в различных развивающих центрах (14-18.02.2023) - 3 вопроса

Вопрос 1. В разных источниках год рождения основоположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского разнится: 1823, 1824. Чем это обусловлено?

Ответ: Действительно, в разных источниках указаны и 1823, и 1824 годы как годы рождения К.Д. Ушинского.

Путаница эта обусловлена противоречивостью имеющихся документальных источников.

На серебряной медали К. Д. Ушинского - отраслевой награде системы образования, учрежденной постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 июня 1946 г., вместе с его рельефным изображением выбита дата - 1824 г.

Результаты современных исследований проблемы установления точной даты рождения К.Д. Ушинского устанавливают 1823 г.

В этой связи в 2023 г. педагогическая общественность отмечает 200-летие великого педагога, мыслителя, писателя К.Д. Ушинского

Источник: Груздев М.В., Новиков М.В. Дата рождения К. Д. Ушинского: завершение дискуссии // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 8-15

14.02.2023 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры дошкольного и начального основного общего образования, к.п.н.

Вопрос 2. Чем функциональная грамотность отличается от универсальных учебных действий?

Ответ: ФГОС НОО содержит информацию о том, что «Функциональная грамотность обучающихся - способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающая овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286).

Таким образом, мы отмечаем, что понятие «функциональная грамотность» - более широкое; включает в свое содержательное поле понятие «универсальные учебные действия».

14.02.2023 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры дошкольного и начального основного общего образования, к.п.н.

Вопрос 3. Многие современные родители стремятся как можно раньше начинать обучение своих детей и с этой целью отдают их в разные развивающие центры. Хорошо это или плохо?

Ответ: Ответь однозначно на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какие конкретно результаты развития собственного ребенка хотят видеть родители?

Если эти результаты соответствуют планируемым результатам развития ребенка конкретной возрастной группы, представленным в ФОП ДО, а формы, методы и приемы развития, содержание деятельности соответствуют ведущим видам деятельности детей раннего и дошкольного возраста, главное, у ребенка проявляются желание и интерес, то посещение развивающих центров оправдано.

Если для родителей важен сам факт сверхраннего обучения, то, по мнению Филипповой Т.А., кандидата биологических наук, ведущего научного сотрудника Института возрастной физиологии РАО, практикующего педагога высшей квалификационной категории, автора более 100 пособий по развитию детей дошкольного и школьного возраста, раннее и сверхраннее обучение имеют много «минусов»:

возрастная неадекватность

  • опыт неуспеха
  • разочарование родителей

 • отказ от выполнения аналогичных заданий в более старшем возрасте

  • неуверенность в своих возможностях
  • боязнь совершить ошибку (выполнить задание неправильно)
  • боязнь разочаровать родителей

Источник: Филиппова Т.А. Раннее обучение чтению: родительские ожидания и возможные риски: вебинар от 08.02.2023 - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=UJJKImVUdB0

18.02.2023 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры дошкольного и начального основного общего образования, к.п.н.