Консультации кафедры дошкольного и начального основного общего образования по вопросам раннего возраста, сенсорного развития, периоду ползания, адаптации к детскому саду (18-20.12.2021) - 7 вопросов

Вопрос 1. Сейчас очень много говорят об уникальности раннего возраста. В чем же его уникальность?

Ответ: Ранний возраст - это возраст от рождения до 3-х лет.

Период раннего детства уникален тем, что ребенок развивается очень стремительно, как никогда в последующие годы: происходит увеличение объема головного мозга, происходит становление всех органов и систем, развитие его психики.

Поэтому с самых первых дней жизни ребенка важно не упустить его гармоничное развитие:

1-ый год жизни - зрительные и ориентировочные реакции, эмоции и социальное поведение, движение рук и действие с предметами, общие движения, этапы подготовки к развитию понимания речи и развитию активной речи, навыкам и умениям в режимных процессах;

2-ой год жизни - сенсорное развитие, общие движения, понимание речи взрослого,  собственная активная речь.

3-й год жизни -  сенсорное развитие, общие движения, понимание речи взрослого, активная речь, развитие конструирования, изобразительная деятельность.

18.12.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования, к.п.н.

 

Вопрос 2. Почему так важно проводить специальные занятия по сенсорному развитию в раннем возрасте?

Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира - одна из приоритетных задач развития малыша.

На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям - осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др.

Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий - накопление разнообразного сенсорного опыта.

18.12.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования, к.п.н.

Вопрос 3. Что ощущает ребенок, когда   активно действует сам с окружающими предметами, явлениями?

Благодаря активной деятельности ребенка с окружающими предметами, их свойствами у ребенка наблюдаются следующие виды ощущений:

- зрительные ощущения - ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

- слуховые ощущения - ребенок слышит разнообразные звуки - музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

- осязательные ощущения - ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

- обонятельные ощущения - ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

- вкусовые ощущения - ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

20.12.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования, к.п.н.

 

Вопрос 4. Как правильно формировать восприятие цвета?

Ответ: Главное - это концентрация внимания на цвете.

Цвет формируется постепенно.

Устраиваем, например, день желтого цвета. Ищем всё желтое. Чем больше предметов найдем, тем лучше. Обращаем внимание на конкретном цвете 1-2 дня. Если ребёнок не воспринимает, концентрируем внимание цвета более продолжительное время, например, неделю. Закрепляем.

Важно чтобы в окружении ребенка было много разнообразных предметов одного цвета.

20.12.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования, к.п.н.

 

Вопрос 5. Слышала такое мнение, если ребёнок не ползал в младенчестве, а сразу пошел, это плохо для дальнейшего развития. Так ли это?

Период ползания очень важный период не только для физического развития, когда улучшается вентиляция легких, укрепляются мышцы, но и для развития коры головного мозга. Человеческий мозг ассиметричен: левое полушарие контролирует работу правой половины тела, а правое полушарие отвечает за работу левой половины тела.

При рождении оба полушария в силу незрелости работают автономно, это наблюдается хаотичными движениями младенца. Со временем функциональные связи полушарий формируются и упорядочиваются с помощью созревания мозолистого тела. Именно во время ползания возникают перекрестные синхронные движения (левая рука - правая нога, и наоборот).

Нервные волокна перекрещиваются, проходя через мозолистое тело, и способствуют становлению координационной работы обоих полушарий, мозга и тела, а также движений. При отсутствии ползания слаженность работы полушарий не столь эффективна, затруднено развитие мелкой моторики рук и речи, что в дальнейшем сказывается на успешности учебной деятельности младшего школьника.

20.12.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования, к.п.н.

 

Вопрос 6. Часто слышу такую фразу «Для развития детей раннего возраста используйте неигрушечные игрушки».   Какие бывают неигрушечные игрушки?

Неигрушечные игрушки - это различные предметы в окружении ребенка, которые для взрослых просто предметы, а для ребенка - это забавные и интересные игрушки.

Когда взрослый предлагает ребенку действовать с разными предметами не только по прямому предназначению, ребенок активно развивается. Кроме того, родители всегда порадуются за ребенка, когда он не только играет в предложенные игры, но и сам начинает придумывать свои.

Приведем примеры неигрушечных игрушек:

- пуговицы (сортировка по цвету, форме, величине; придумаем сказку «Жила- была пуговица» и др.);

- шнурки (длинный/короткий; свернули в круг/квадрат, развернули и др.);

- пластиковые стаканчики (сложить один в один- высокая башня; стаканом поймать в тазике мячик и др.);

- пробки от пластиковых бутылок/йогуртов (выложить дорожку, закручивать бутылку и др);

- ложки (столовые/чайные - большой/маленький;  один-много, ловля ложкой мячика и др.).

20.12.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования, к.п.н.

 

Вопрос 7. Готовим малыша к детскому саду. Подскажите, как развитие привязанности ребенка в семье влияет на процесс его адаптации к детскому саду?

Ответ: Термин «привязанность», с одной стороны, описывает особенности отношений ребенка с близким человеком и означает эмоциональную связь между ними, а с другой стороны- поведение ребенка, направленное на сохранение этой связи.

Психологи сравнивают привязанность с невидимой нитью, которая соединяет ребенка с близким человеком. Если ребенок расстается с близким человеком, то эти нити напрягаются, натягиваются, и ребенок чувствует тоску, боль, стресс.

Поэтому адаптацию к детскому саду необходи­мо начинать с коротких по времени периодов пребывания (от 1-2 часов) и освоения отдельных режимных мо­ментов, например, сначала родителям можно приводить ребенка на прогул­ку и находиться рядом на площадке, чтобы он был уверен, что мама рядом и, если что, он может к ней обратиться (забраться на ручки, прижаться, взять за руку, просто обернуться, встретить­ся взглядом).

Затем постепенно (све­ряясь с возможностями ребенка) уве­личивать время пребывания и добав­лять участие в режимных моментах детского сада, например, при­водить в группу поиграть и затем вый­ти на улицу, потом приводить к зав­траку, по мере освоения новой реаль­ности оставлять на обед, сон, на время после сна.

Надо быть готовым к тому, что в первые дни ребенок может хо­дить в детский сад с интересом, а по­том начнет протестовать против того, что его там оставляют. Он ожидал, что мама всегда будет рядом, а оказа­лось, что она уходит и ее нет, когда она так нужна. Более того, дети не совсем еще понимают обратимость, что мама ушла и она придет, они тре­вожатся, что мама их оставила здесь, она ушла, и непонятно, вернется ли она. Этими опасениями объясняются те ситуации, когда ребенок отказыва­ется выходить на прогулку из-за того, что мама его привела в группу и она будет искать его здесь, а он уйдет и она его может не найти. В период при­выкания к детскому саду уровень стресса может быть довольно высо­кий, что приводит к тому, что иммун­ная система ребенка не справляется с вредностями и ребенок заболевает.

Даже если родители обеспечили постепенное освоение ребенком ново­го пространства его развития, это не значит, что он не будет расстраиваться и плакать при расставании с близки­ми.  Важно, как ребенок себя будет ве­сти после расставания, насколько дол­го он будет плакать, будет ли он инте­ресоваться игрушками и т.д. Если ребенок успокаивается и переключа­ется, то адаптация идет своим чере­дом, если он долго не может успоко­иться, плачет большую часть времени своего пребывания в саду, ему сложно включаться в различные детские дея­тельности, то для ребенка ситуация опасная, вызывающая тревогу и слиш­ком сложная для внутренней психиче­ской переработки, возможно, даже травматичная.

Именно поэтому для облегчения расставания помимо по­степенного увеличения времени сове­туют использовать ритуалы прощания, например, помахать ручкой, посмо­треть в окно, сделать какой-то «свой» жест. А также важно оставить какой- то предмет, который будет напоми­нать о доме, маме, на который можно внутренне опереться, - игрушку, ка­кую-то мамину вещь, иногда даже оставляют ключи, как будто бы от квартиры, чтобы ребенок был уверен, что домой они вернутся только вместе с ним.

Хорошо, когда воспитатель пред­лагает некоторым детям взять игруш­ку из детского сада, а на следующий день обязательно вернуть ее к другим игрушкам и детям, а все дети в группе будут ждать ребенка с этой игрушкой, с ко­торой он поиграет дома.

20.12.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования, к.п.н.