Консультации кафедры естественно-математических дисциплин по вопросам оформления сайта, аттестатов, питания в школе, качества и контроля занятий, питьевого режима (25.02-01.19.2021) - 9 вопросов

Вопрос 1. Об оформлении сайта образовательной организации по новым требованиям

Ответ: В соответствии с новыми требованиями к структуре сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, утвержденными приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 г. № 831, документы образовательной организации должны быть подписаны простой электронной подписью согласно ФЗ от 6.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Нужно ли переподписывать и перезагружать на сайт ранее размещенные документы, если они не утратили своей актуальности, но размещены как копии документов, подписанные обычным способом?

25.02.2021 Корякин Владимир Григорьевич, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сообщает, что частью 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании) установлено требование к обеспечению образовательными организациями открытости и доступности определенных копий документов и информации, характеризующих их деятельность.

Согласно пункту 8 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, копии документов и информация размещаются на официальном сайте в соответствии с требованиями к структуре официального сайта и формату представления информации, установленными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации» (далее - приказ Рособрнадзора № 831) вступил в силу с 01.01.2021.

Таким образом, формат копий документов и информации, размещенных на сайте образовательных организаций в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона об образовании, должен полностью соответствовать указанным Требованиям (в том числе и в части требования к использованию электронной подписи) с 01.01.2021.

В связи с тем, что приказом Рособрнадзора ЛФ 831 установлены требования исключительно к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации, переподписание документов образовательных организаций, подготовленных и оформленных до 01.01.2021 в связи с вступлением указанного приказа в силу, не требуется.

Со своей стороны «Информио» напоминает, что согласно части 1 статьи 28 Федерального закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Поэтому образовательная организация вправе принять самостоятельное решение о переоформлении всех документов, размещенных на своем официальном сайте, в соответствии с требованиями приказа Рособрнадзора № 831.

http://wuz.informio.ru/files/directory/documents/2021/02/15_02.21-rosobrnadzor.pdf

25.02.2021 Корякин Владимир Григорьевич, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

Вопрос 2. Какие имеются особенности заполнения и выдачи аттестатов о среднем общем образовании в 2021 году

Ответ: Министерством просвещения Российской Федерации разработан проект совместного приказа «Об особенностях заполнения и выдачи аттестатов о среднем общем образовании в 2021 году».

Проект определяет порядок выдачи аттестатов о среднем общем образовании, в том числе с отличием лицам, завершившим освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Разработка особенностей заполнения и выдачи аттестатов связана с мероприятиями, направленными на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Согласно особенностям, в 2021 году Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 октября 2020 г. № 546 не применяется в части учета результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования при выдаче аттестатов о среднем общем образовании, в том числе с отличием.

Основанием для выдачи  аттестата о среднем общем образовании и приложения к нему лицам, не планирующим в 2021 году поступление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета,   является получение ими при прохождении ГИА в форме государственного выпускного экзамена по учебным предметам «Русский язык» и «Математика» отметки не ниже удовлетворительной (3 балла).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также лицам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами для получения аттестата достаточно получения ими при прохождении ГИА в форме государственного выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» отметки не ниже удовлетворительной (3 балла).

Основанием для выдачи  аттестата о среднем общем образовании и приложения к нему лицам, завершившим обучение по основным образовательным программам среднего общего образования,  планирующим в 2021 году поступление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета и сдавшим единый государственный экзамен по предметам по выбору, является получение при прохождении ГИА по учебному предмету «Русский язык» в форме ЕГЭ количества баллов не ниже минимального.

Лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также лицам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами для получения аттестата достаточно при прохождении ГИА в форме единого государственного экзамена получения ими по учебному предмету «Русский язык» в форме ЕГЭ баллов в количестве не ниже минимального.

Для получения  аттестата о среднем общем образовании с отличием и приложения к нему лицам, завершившим обучение по образовательным программам среднего общего образования необходимо иметь итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне среднего общего образования, и следующие результаты ГИА:

в случае прохождения ГИА в форме ЕГЭ - не менее 70 баллов на ЕГЭ по учебному предмету «Русский язык» и количество баллов не ниже минимального по всем сдаваемым в форме ЕГЭ учебным предметам;

- в случае прохождения выпускником 11 (12) класса ГИА в форме ГВЭ - отметки 5 баллов по учебным предметам «Русский язык» и «Математика».

Приказом закрепляется обязанность образовательных организаций предоставлять скан-копии аттестатов по запросам выпускников.

28.02.2021 Корякин Владимир Григорьевич, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

Вопрос 3. По Информации Роспотребнадзора РФ от 26.02.2021 г., что означает "5 шагов по правильному питанию детей в школе"

Ответ: Роспотребнадзор обращает внимание, что здоровое питание важная составляющая гармоничного роста и развития ребенка, его благополучия и безопасности. Важно, чтобы питание не только покрывало калорийностью пищи энерготраты ребенка, но и содержало необходимое для здоровья количество витаминов и минералов. Важно чтобы дети питались не только дома, но и в школе в течение дня, чтобы им нравилось то, что они едят, а обстановка располагала к принятию пищи. Ключевым показателем мониторинга школьного питания является удовлетворенность питанием обучающихся и родителей, контроль вкусовых предпочтений, удовлетворенность ассортиментом и качеством блюд по результатам выборочного опроса детей. Роспотребнадзор предлагает несколько рекомендаций для операторов по организации питания в школах, которые помогут создать необходимую атмосферу в столовой и приготовить вкусные и полезные блюда, реализовать на практике принципы здорового питания.

 СОЗДАЙТЕ ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

  • Организуйте удобные и функциональные посадочные места для каждого класса
  • Обеспечьте в столовой условия для мытья рук, бесперебойную подачу холодной и горячей воды через смесители, наличие мыла и сушилок для рук
  • Соблюдайте режим уборки столовой, мытья и обработки посуды
  • Проводите ежедневные дезинфекционные мероприятия по вирусному режиму
  • Протирайте столы перед каждой посадкой обучающихся
  • Аккуратно сервируйте столы, проверьте наличие салфеток на столах
  • Предусмотрите достаточную продолжительность перемен для приема пищи (не менее 20 минут)

ГОТОВЬТЕ ВКУСНЫЕ БЛЮДА

  • Регулярно контролируйте вкусовые качества готовых блюд и продуктов, выдаваемых детям
  • Проверяйте, что едят дети, а что нет, выясните причины плохого аппетита у детей и оперативно их проработайте

СОБЛЮДАЙТЕ ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

  • Включите в меню продукты источники витаминов, микроэлементов и клетчатки, обогащенные продукты
  • Исключите из употребления продукты-источники скрытой соли (колбасные изделия, мясные и рыбные консервы, консервированные овощи и соленья); продукты с усилителями вкуса и красителями
  • Уберите солонки со стола, формируйте у ребенка привычку к рациону с низким содержанием соли
  • Не включайте в меню продукты и блюда, которые являются источником легкоусвояемых углеводов (конфеты, шоколад, вафли, печенье и иные кондитерские изделия), формируйте привычку употребления умеренно сладких блюд
  • Участвуйте в контроле качества и безопасности продуктов, поступающих на пищеблок, препятствуйте поступлению в столовую фальсифицированной и (или) обезличенной продукции, продукции с истекшим сроком годности, нарушениями условий хранения

КОНТРОЛИРУЙТЕ ТЕМПЕРАТУРУ ПОДАЧИ БЛЮД

  • Горячие блюда должны быть горячими не только на раздаче, но и к моменту их употребления ребенком
  • Регулярно проверяйте потребительскую температуру блюд с использованием анкетирования детей и выборочной органолептической оценки горячих блюд, отбирая пробу со стола ребенка.
  • Не допускайте, чтобы дети питались остывшими блюдами

ПРАВИЛЬНО ИНФОРМИРУЙТЕ 

  • Информируйте детей и родителей о ключевых принципах здорового питания
  • Вовлекайте учителей в процесс формирования у детей стереотипов здорового питания и здорового пищевого поведения
  • Размещайте и регулярно обновляйте содержание информационного стенда, а также информации на сайте общеобразовательной организации о принципах здорового питания, здоровом пищевом поведении, значимости здорового питания в профилактике различных заболеваний
  • Проводите тематические родительские собрания, классные часы, викторины, используйте иные игровые и познавательные формы коммуникаций детей, родителей и педагогов

28.02.2021 Корякин Владимир Григорьевич, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

Вопрос 4. Каким нормативным актом может быть закреплено посещение учебных занятий руководителем, методистом и другим лицом в техникуме/колледже с целью оценки качества и контроля проведения занятия преподавателем, и что может являться основанием для такого локального акта?

Ответ: Порядок посещения занятий руководителем, заместителями руководителя, методистом должен быть закреплен локальным нормативным актом образовательной организации. Эта деятельность осуществляется в рамках контроля за организацией образовательного процесса и обусловлена должностными обязанностями вышеуказанных работников, закрепленными приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", а также проводится с целью оказания помощи  педагогическим работникам, их сопровождения.

В рамках обмена опытом занятия друг друга могут посещать и сами педагогические работники.

28.02.2021 Корякин Владимир Григорьевич, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

Вопрос 5. Каков порядок оплаты административного штрафа руководителем образовательной организации

Ответ: В статье 2.4 «Административная ответственность должностных лиц» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ указывается, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечаниях к статье указывается, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно или временно наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Статья 3.2 «Виды административных наказаний» КоАП РФ определяет, что за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа.

Статья 32.2. «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» чётко указывает, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В статье 31.5 «Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания» указано, что при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

Частью 2 статьи 31.5 допускается рассрочка выплаты административного штрафа исходя из материального положения лица, привлеченного к административной ответственности. Уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Таким образом, российское законодательство обязанность по уплате штрафа возлагает на самого нарушителя, являющегося должностным лицом. Уплата штрафа осуществляется виновным лицом за счёт собственных средств и без привлечения средств юридического лица, руководителем которого он является.

Возможность последующего возмещения юридическим лицом ранее уплаченного штрафа не предусмотрена.

28.02.2021 Корякин Владимир Григорьевич, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

Вопрос 6. Каковы особенности организации питьевого режима в школе?

Ответ: Информация Роспотребнадзора от 22.02.2021 г. "Об организации питьевого режима в образовательных организациях"

Роспотребнадзор напоминает, что у обучающихся должен быть обеспечен свободный доступ к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательной организации.

В соответствии с требованиями новых санитарных правил 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»  питьевой режим для детей в образовательной организации должен быть организован посредством установки стационарных питьевых фонтанчиков, устройств для выдачи воды, выдачи упакованной питьевой воды или с использованием кипяченой питьевой воды. Чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.

При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды образовательная организация должна быть обеспечена достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой - в обеденном зале и одноразовых стаканчиков - в учебных и спальных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами - для сбора использованной посуды одноразового применения.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.

При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима обучающихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды. 

Бутилированная вода, поставляемая в образовательные организации, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.

01.03.2021 Корякин Владимир Григорьевич, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

Вопрос 7. Можно ли образовательной организации дополнительного образования использовать в работе примерную программу воспитания?

Ответ: Примерная программа воспитания создавалась для школ. Но разработчики считают, что она может помочь и образовательным организациям дополнительного образования в разработке собственной программы.

17.03.2021 Ольга Анатольевна Каткова, зав кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 8. Какой будет структура воспитательных планов классных руководителей, в соответствии с Программой воспитания?

Ответ: План воспитательной работы классного руководителя разрабатывает школа. В нем конкретизируется деятельность классного руководителя и его класса. Классный руководитель может использовать письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011 /08 "О методических рекомендациях»: «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях».

17.03.2021 Ольга Анатольевна Каткова, зав кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 9. В Программе воспитания прописан воспитательный процесс, организуемый в школах для всех уровней образования?

Ответ: В планах воспитательной работы осуществляется конкретизация воспитательной работы по уровням образования, как того требует ФГОС.

19.03.2021 Ольга Анатольевна Каткова, зав кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.