Консультации службы сопровождения инклюзивного образования ТОГИРРО по психолого-педагогической деятельности в школе (25-26.09.2020) - 16 вопросов

Вопрос 1. Можно ли обращаться к психологу за помощью в решении проблем воспитания, развития ребенка, в решении бытовых проблем?

Ответ: Добрый день. Можно и нужно! Но необходимо помнить, что психолог не решает за Вас Ваши бытовые проблемы, а вот объяснить, как они влияют на ребенка, он может. Психолог - это не тот человек, который может дать готовый совет или перечень рекомендаций «что нужно делать», выполняя которые Вы быстро справитесь с проблемой. Ведь каждый человек индивидуален, поэтому специалист подскажет, на что обратить внимание, порекомендует те или иные методы воспитания, поможет понять ошибки, разобраться в эмоциях и чувствах. То есть консультация психолога - это первый шаг к самопознанию обратившегося.

25.09.2020 Ирина Валерьяновна Рябкова, методист службы сопровождения инклюзивного образования ТОГИРРО

Вопрос 2. С чего начать работу только устроившемуся в школу психологу?

Ответ: Изучите правовую базу (в том числе профстандарт педагога-психолога)

Узнайте, как видит работу педагога-психолога директор, детально оговорите свои должностные обязанности

Составьте план работы. Директор и завуч принимают участие в обсуждении вашего годового плана, т.к. он является частью годового плана  образовательного учреждения.

25.09.2020 Ирина Валерьяновна Рябкова, методист службы сопровождения инклюзивного образования ТОГИРРО

Вопрос 3. Нужно ли согласие родителей на проведение диагностики с ребенком?

Ответ: Добрый день. Психолого-педагогическая диагностика оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей/законных представителей (п.3 ст 42 Закона «Об образовании в РФ» №273 ФЗ от 29.12.20012). Чаще всего в школах раздают бланки, где родители ставят свою подпись и согласие/не согласие на работу школьного психолога с их ребенком. Бланк согласия обычно содержит информацию о педагоге-психологе, который проводит работу с детьми, видах деятельности, которые сопровождают образовательный процесс.

25.09.2020 Ирина Валерьяновна Рябкова, методист службы сопровождения инклюзивного образования ТОГИРРО

Вопрос 4. Планирую вести уроки психологии в школе. Подскажите какие есть методические материалы и интернет ресурсы.

Ответ: Добрый день. Вы можете воспользоваться программами таких авторов, как Н.П. Локалова, И.М.Никольская, Л.В.Строганова, О.В.Хухлаева, а также интернет ресурсом http://psylesson.ru/

25.09.2020 Ирина Валерьяновна Рябкова, методист службы сопровождения инклюзивного образования ТОГИРРО

Вопрос 5. Подскажите, пожалуйста, какие тесты можно использовать для изучения интеллекта у нормотипичных детей  на средней параллели

Ответ: Добрый день. Вы можете использовать ПИТ (подростковый интеллектуальный тест), ШТУР (школьный тест умственного развития). Обратите внимание на поло-возрастные стандарты.

25.09.2020 Ирина Валерьяновна Рябкова, методист службы сопровождения инклюзивного образования ТОГИРРО

Вопрос 6. Подскажите, пожалуйста, какими учебниками пользоваться, организуя обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях общеобразовательных классов (вариант2). Класс- первый дополнительный.

Ответ: Обучение для детей с умственной отсталостью по варианту 2 осуществляется по СИПР (специальные индивидуальные программа развития). Учебников по этому варианту не предусмотрено, так как дети этой категории очень разные. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития можно найти на сайте Федерального ресурсного центра по обучению детей с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) и интеллектуальными нарушениями http://xn--h1adfofdl.xn--p1ai/.

26.09.2020 Юлия Владимировна Шаркунова, зав.кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 6. Разъясните подробнее о переподготовке «Психология»

Ответ: Переподготовка по специальности "Психология" длится 18 месяцев, 1070 часов, из них 700 ч-аудиторно. Обучение вечернее - понедельник, среда, пятница с 18.00 до 21.00. По итогам обучения защищается ВКР, выдается диплом установленного образца. Оплата помесячно - 4240 руб.

26.09.2020 Юлия Владимировна Шаркунова, зав.кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 7. Работаю педагогом-психологом в школе второй год. Подскажите, на каком ресурсе можно посмотреть качественные коррекционно-развивающие программы для работы?

Ответ: На сайте Федерации психологов образования России появился ресурс «Цифровая платформа психолого- педагогических программ работы с трудностями в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий», https://rospsy.ru/learning-difficulties. Там можно выбрать программу для работы по интересующему вас направлению.

26.09.2020 Елена Михайловна Новоселова, методист Службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса

Вопрос 8. Я социальный педагог и в своей школе отвечаю за проведение социально-психологического тестирования вот уже 2 года. Будут ли в этом году какие-либо принципиальные изменения? А то официальные документы еще не пришли, а родители спрашивают.

Ответ: Появилось три важных уточнения: 1). в тестировании могут принимать участие обучающиеся 7-х классов, достигшие возраста 13 лет; 2) определены сроки хранения информированного согласия на участие в тестировании родителей и обучающихся, достигших возраста 15 лет - до момента отчисления из ОО; 3) внесены уточнения в Итоговую статистическую таблицу, которые ОО отправляют в Муниципалитет по окончании тестирования. Для уточнения можете обращаться по тел 8(3452)390269

26.09.2020 Елена Михайловна Новоселова, методист Службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса

Вопрос 9. Я учитель русского языка 5-6 классов. В одном из 5-х классов есть девочка с ОВЗ, программа 8.2. Я с такими детьми раньше не работала. Подскажите, есть ли курсы повышения квалификации для меня, чтобы справиться с этой задачей?

Ответ: Да, есть курсу для педагогов 5-х классов, работающих с детьми с ОВЗ. Их название «Эффективные практики реализации адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ», 72 часа, дистанционный формат, ДПУ. Заявку на участие можно направлять на почту oop@togirro.ru, 8(3452)390269.

26.09.2020 Елена Михайловна Новоселова, методист Службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса

Вопрос 10. Много занимаюсь просветительской работой, есть оформленные Программы. Подскажите, планируется ли в ближайшее время в нашей области Конкурс программ по психологическому сопровождению?

Ответ: Проконсультироваться по данному вопросу Вы можете у Шаркуновой Юлии Владимировны, заведующей кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО, 8(3452) 399083. Сотрудники кафедры могут оказать и методическую помощь по подготовке Программы для конкурса.

26.09.2020 Елена Михайловна Новоселова, методист Службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса

Вопрос 11. Меня, как маму ученика начальной школы, очень беспокоит возможный переход на дистанционное обучение из-за эпидситуации. Где можно ознакомиться с рекомендациями психологов по данному вопросу?

Ответ: На сайте ТОГИРРО есть специальный раздел «Психолого-педагогическая поддержка педагогов в условия распространения коронавирусной инфекции». http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/metodicheskie_m11/metodicheskie_m777/psixologo_pedag.html Информация, которая там размещена может быть полезна и для родителей.

26.09.2020 Елена Михайловна Новоселова, методист Службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса

Вопрос 12. Уточните, пожалуйста, в чем различия психолого-педагогического подхода к детям разных возрастов в школе?

Ответ: На разных этапах обучения существуют свои особенности психолого-педагогического сопровождения. Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются определение готовности к обучению в школе, содействие адаптации, формированию эмоционально позитивного отношения к школе, развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей. В средней школе - психологическое обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы, поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении проблем социализации, содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах и другие. В старших классах школы специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержке при сдаче государственной итоговой аттестации.

26.09.2020 Маргарита Александровна Малкина, методист Службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса

Вопрос 13. Как справляться с упрямством трехлетнего ребенка?

Ответ: Для кризиса трех лет характерно упрямство и негативизм. Последний проявляется в отказе от всего, что предлагают родители: ему не терпится пойти на детскую площадку, но он откажется, потому что мама так захотела! Такой протест объясним - малыш хочет сам принимать решения и подчеркнуть свою значимость. Когда ребенку все запрещаешь, он бунтует еще сильнее. Если проявляешь чрезмерную гибкость, ребенок перестает чувствовать границы.

26.09.2020 Маргарита Александровна Малкина, методист Службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса

Вопрос 14. Может ли школьный психолог работать с ребенком без ведома родителей?

Ответ: Если мы говорим о работе психолога в общеобразовательном учреждении, то в начале учебного года психолог собирает у родителей анкеты с согласием на работу педагога - психолога с ребенком.

Этот документ содержит в себе перечисление видов работы, которые педагог-психолог может проводить с ребенком (диагностика, развитие, профилактика, консультация). Таким образом он ставит родителя в известность о том, что с его ребенком может быть проведена такого рода работа (по запросу учителя или самого ребенка, например).

26.09.2020 Маргарита Александровна Малкина, методист Службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса

Вопрос 15. Моему сыну 8 лет, он первоклассник. Учитель говорит, что у него совершенно нет учебной мотивации, ему не интересно на уроках, ему нравятся только занятия (индивидуальные) с психологом. На уроках отвлекается, занимается своими делами, но читает лучше всех в классе, любит математику, но вот уроки ему не нравятся, в школу ходит с желанием, но только лишь для того что бы пообщаться с друзьями. Как помочь своему ребенку?

Ответ: Когда ребенок поступает в школу это сопровождается серьезными изменениями. Меняется его социальный статус (он теперь становится учеником) и меняется ведущая деятельность. В дошкольном возрасте - это игра, в школьном - учебная.
Если ребенок личностно не готов к школе, его ведущая деятельность не меняется, то есть остается игрой. Тогда ученику интересно не учиться в школе, а играть в школу.
Он может быть успешным по предметам, но все это до первых серьезных трудностей. Ему больше интересно общаться с одноклассниками, играть с ними.
Обратите внимание, играет ли ваш сын после школы, дома. Поддержите его в этом. Поддерживайте и отмечайте все школьные успехи. Не ругайте лишний раз за учебные неудачи.

26.09.2020 Маргарита Александровна Малкина, методист Службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса

Вопрос 16. Как у ребенка повысить самооценку?

Ответ: Старайтесь не критиковать, поручать важные ответственные дела (но не перестараться), научить прощать ошибки (не обвиняя в них, а направляя ребенка на поиск пути их исправления). С точки зрения психологии ошибка - это полезный опыт. Найти 5 качеств в вашем ребенке, которые в нем вы особенно цените и чаще говорить с ним об этом.

Предоставлять выбор, т.е. относиться как ко взрослому уважаемому человеку.
26.09.2020 Маргарита Александровна Малкина, методист Службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса