Консультации кафедры дошкольного и начального общего образования по вопросам преподавания предметов, тьюторства, дистанционному обучению (10.07-30.09.2020) - 15 вопросов

Вопрос 1: Поясните, пожалуйста, что такое индивидуальный образовательный маршрут. Каковы правовые основания для его построения?

Ответ: Индивидуальный образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка при осуществлении психолого-педагогического сопровождения в конкретном ОУ специалистами различного профиля с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

В Проекте Профессионального стандарта деятельности педагога выделены компетенции, среди которых важное место занимает умение педагога «разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся».

22.09.2020 Менчинская Е.А., зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 2: В современной начальной школе значительно расширены процедуры оценки образовательных достижений школьников. Кроме традиционных контрольных работ проводятся и диагностические. Поясните, в чём смысл диагностических работ?

Ответ: Педагогическая диагностика - это не обычная контрольная работа с целью оценить уровень освоения планируемых результатов обучения за определённый период. Педагогическая диагностика - это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; выявить характер трудностей ученика и установить их причины; установить уровень овладения учебной деятельностью; оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Систематическое проведение педагогической диагностики (в начале учебного года, в середине и в конце) на протяжении всего периода обучения в начальной школе, позволяет выявлять причины возникших у ребёнка трудностей в учёбе, создаёт возможность для организации целенаправленной коррекционно-развивающей работы с каждым ребёнком. Диагностика помогает выявить качество усвоения учащимися учебного материала, а прежде всего, умения детей применять полученные знания в нестандартных ситуациях, самостоятельно находить способ решения, сопоставлять задачи с возможными вариантами её решения, выбирать правильный ответ, выполняя различные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

22.09.2020 Менчинская Е.А., зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 3: Каковы преимущества использования образовательной онлайн-платформы «Учи.ру»?

Ответ: К достоинству использования платформы Учи.ру относится возможность реализации индивидуального подхода в образовательном процессе, где каждый учащийся выполняет задания в комфортном для себя темпе с необходимым именно ему количеством повторений и подсказок. Анализ результатов этой работы позволил оценить положительные эффекты от использования данной платформы в образовательном процессе начальной школы. К ним относятся: достижение планируемых результатов ФГОС НОО (личностных, метапредметных, предметных); возможность формирования у школьников компонентов учебной деятельности, включая формирование учебно-познавательной мотивации, учебных действий, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Существенным преимуществом использования платформы является возможность подготовки ребят к участию в олимпиадах различного уровня, а также предельный учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, где каждый обучающийся выполняет задания в комфортном для себя темпе с необходимым именно ему количеством повторений и подсказок.

22.09.2020 Менчинская Е.А., зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 4: Чем отличаются учебные предметы «Русский язык» и «Русский родной язык»?

Ответ: Отличаются эти учебные предметы предметными областями («Русский язык и литературное чтение» и «Родной язык и литературное чтение на родном языке»), целями, задачами, содержанием, планируемыми результатами.

В широком смысле, учебный предмет «русский язык» направлен на формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, а «Русский родной язык» - на расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка

24.09.2020 Долгих С.В., доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 5: Можно ли интегрировать курсы «Русский язык» и «Русский родной язык» в один предмет?

Ответ: Ответ на этот вопрос содержится в Письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения от 20.12.2018 № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»: «Недопустимо изучать учебные предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на русском родном языке/Русская родная литература» (предметная область «Родной язык и литература») за счет учебного времени, отведенного образовательной организацией на изучение учебных предметов «Русский язык» и «Литература» (предметная область «Русский язык и литература»), использовать время, отведенное на изучение учебных предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на русском родном языке/Русская родная литература» (предметная область «Родной язык и литература»), для подготовки к любым формам государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ)»

24.09.2020 Долгих С.В., доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 6: Какое количество часов в учебном плане отводится на изучение учебного предмета «Русский родной язык»?

Ответ: Ответ на этот вопрос содержится в Письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения от 20.12.2018 № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»: «Учебный план является составной частью основной образовательной программы, количество часов на изучение предметов определяет образовательная организация в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы».

Вы рекомендуем взять за основу примерную программу по учебному предмету «Русский родной язык» для организаций, реализующих программы начального общего образования, размещенную на сайте fgosreestr.ru

Режим доступа: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obrazovatelnyh-organizatsij-realizuyushhih-programmy-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya/

24.09.2020 Долгих С.В., доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 7: Сейчас очень много идет информации о новых подходах к оценке достижения результатов младших школьников, а именно о формирующем оценивании, что это, какие существуют приемы?

Ответ: Ответ. Целью формирующего оценивания (М.А. Пинская) является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению. Формирующее оценивание - это оценивание для обучения, в которое педагог вовлекает каждого ученика. Приемы формирующего оценивания в начальной школе: неоконченные предложения, волшебные линеечки, оценочные суждения, лесенки оценивания, светофор, задания-ловушки, листы самооценки, анкеты, карта понятий.

28.09.2020 Гололобова Н.Л.,  доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 8: Что такое тьюторство в образовательной организации?

Ответ: Основной целью тьютора является персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве образовательной организации. Задачи тьютора: помощь обучающемуся в осознании его образовательных и профессиональных потребностей, возможностей и способов их реализации; создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий); обучение проектированию ИОТ и планированию деятельности по ее реализации как в рамках школы, так и после ее окончания; помощь в проектировании ИОТ и разработке и реализации ИУП; организация и стимулирование разных видов деятельности обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в школе и вне её; помощь в сборе информации об образовательных ресурсах школы, района, области, страны, сети Интернет, которые могут быть использованы обучающимися при обучении по планируемой ИОТ и на следующей после школы ступени образования; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих затруднения в вопросах формирования и реализации ИОТ и ИУП; мониторинг эффективности реализации ИОТ; помощь в проблемных ситуациях при реализации обучающимся ИОТ, ИУП; формирование адекватной самооценки обучающихся по вопросам формирования и реализации образовательных и профессиональных траекторий.

28.09.2020 Гололобова Н.Л.,  доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 9: Можно ли отказаться родителям от изучения курса ОРКСЭ в начальной школе?

Нет. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ, данный предмет включён в перечень федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования.

28.09.2020 Гололобова Н.Л.,  доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 10: Как прикрепить видео-файл к ответу на портале ТОГИРРО?

Разместить в собственном аккаунте в облаке, ссылку скопировать в документ «Word», этот документ прикрепить к ответу на портале ТОГИРРО.

30.09.2020 Симон Н.А., доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 11: Какой временной ресурс бесплатно доступен в ZOOM?

40 минут, затем ресурс отключается и можно подключиться повторно бесплатно.

30.09.2020 Симон Н.А., доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 12: Какие ресурсы можно использовать для дистанционного обучения on-line?

Ответ: Skype, Zoom, Teams.

30.09.2020 Симон Н.А., доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 13. Моему сыну 2 года. Он очень любит помогать в разных домашних делах. Какие домашние обязанности может выполнять ребенок в этом возрасте?

Ответ: Для поддержки и развития самостоятельности ребенка раннего возраста можно привлекать к посильным для его возраста домашним делам:  собирать игрушки, вытирать пролитую жидкость, убирать со стола после еды, мыть горшок, разбирать пакеты с продуктами, сортировать отходы, класть грязную одежду в корзину, вытирать пыль. Такие дела являются для ребенка не только источником развития самостоятельности, но и  интересным занятием, исследованием и познанием окружающего мира.

10.07.2020 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 14. Пытаемся научить малыша самостоятельно есть ложкой. Пока результатов нет. Какие приемы можете посоветовать? 

Ответ: Еда ложкой в первые годы жизни ребенка отличается от того, как держит ложку взрослый.

Правильный для ребенка захват ложки - это захват в кулачок. Но правильный - захват. При этом ребенок держит ее за середину черенка (т.е за середину ручки ложки), обхватывая сверху пальчиками. Важно: четыре пальчика находятся сверху черенка, а один пальчик - большой пальчик - держит ложку с другой стороны, снизу. Это правильный «детский» захват ложки для самых маленьких детей, при нем большой пальчик обособлен от других пальчиков руки.

Сначала  предлагать малышу есть ложкой густую (твердую) пищу, и только потом - жидкую (суп). Почему? Потому что жидкую пищу трудно удержать в ложке и не пролить.

Обучение начинать с правила «двух ложек»:  даем в ручки малышу ложечку, сами берем другую ложку и садимся справа от ребенка. И начинаем действовать по очереди: ложку ребенок, ложку - мы.

Малыши любят подражать. Поэтому очень важно чтобы малыш ел вместе со всей семьей и видел, как едят его братья, сестры, взрослые. Малыш ест с семьей, но на своем стульчике, на своем месте. Если малыш что-то нечаянно пролил - то просто уберите за ним, не ругая, а показывая и рассказывая, почему нужно учиться кушать аккуратно, что сейчас придется помыть пол или вытереть стол.

В процессе семейной трапезы можно не только научить есть ложкой, но и объяснять ребенку простейшие причинно - следственные связи: «Видишь, из тарелки бабушки пар идет. Суп горячий. Нужно подождать». Можно знакомить с разными предметами посуды, называя их.

Пользование ложкой имеет определенный «рисунок» движения руки. Этот рисунок очень сложный. Чтобы малыш его понял и научился ему, ребенку нужна Ваша помощь. И самый простой способ помочь ребенку - это способ действия «рука в руке». Возьмите руку малыша в Вашу руку (это и есть способ «рука в руке», когда ручка малыша находится под вашей ладонью) и действуйте совместно, направляя ласково ручку малыша. Способом «рука в руке» опустите пустую ложку вместе с ручкой малыша в миску (зачерпывающее движение справа налево для правши и слева направо для левши), наполните ее едой, донесите до рта. Ведите руку ребенка ласково, бережно, аккуратно, чтобы ем было приятно.

Именно Ваша рука не позволит малышу сделать ошибку - она поведет ложку до рта в горизонтальном положении и не даст ей перевернуться. Так мы можем показать «рисунок» движения малышу. И обеспечить ему ощущение успеха и радости от того, что у него всё уже получается!

10.07.2020 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 15. Подскажите, может ли находиться родитель в ясельной  группе вместе с ребенком во время адаптации?

Ответ: Для ребенка с малым опытом общения хорошо, если мама/папа несколько дней в группе. При этом родитель не вместе со своим ребенком, а рядом:  делает полезные дела (пришивает, подклеивает книжки, перекладывает игрушки и т.д.), общается  и оказывает внимание не только своему ребенку, но и другим  детям. Цель пребывания родителей  в группе - не опекать  собственного ребенка, а помочь воспитателю наладить с ним контакт, вызвать доверие, облегчить привыкание к новым условиям.

10.07.2020 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО, к.п.н.