Консультации ЦНППМ ПР г. Тюмени по профессиональным компетенциям (24-26.06.2020) - 18 вопросов

Вопрос 1: Какими профессиональными компетенциями должен обладать учитель в своей педагогической деятельности?

Ответ: К профессиональным компетенциям педагога относят: предметные, методические, психолого-педагогические.

23.06.2020 Маргарита Павловна Глебова, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени

 

Вопрос 2: Какой пакет документов необходимо разработать в ОО для организации Наставничества в рамках формы «Учитель-учитель»

Ответ: Администрации ОО необходимо:

1. Разработать положение о наставничестве

2. Издать приказ об организации наставничества, назначить наставников за наставляемыми

3. Разработать программу наставничества, планы работы педагогического совета, методического совета, учебно-воспитательных центров; карты индивидуального профессионального развития молодых педагогов; протоколы заседаний педагогического совета, методического совета, учебно-воспитательных центров, на которых рассматривались вопросы наставничества; методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.

23.06.2020 Маргарита Павловна Глебова, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени

 

Вопрос 3: Можно ли в рамках ЦНППМ ПР пройти обучение по вопросу личный сайт педагога?

Ответ: Обучение по вопросу личный сайт педагога, пройти можно, предварительно оставив заявку на адрес электронной почты mp_center_tyumen@togirro.ru

23.06.2020 Маргарита Павловна Глебова, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени

Вопрос 4: У кого из сотрудников ЦНППМ ПР можно получить консультацию по вопросу о сопровождении педагогов в межкурсовой период?

Ответ: Консультацию по вопросу о сопровождении педагогов в межкурсовой период, можно получить у специалистов ЦНППМ ПР по телефонам 68-36-92, 39-02-33.

24.06.2020 Маргарита Павловна Глебова, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени

Вопрос 5: Связана ли методическая работа в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников с деятельностью профессиональных ассоциаций?

Ответ: Да связана, с использованием форматов постоянного обмена опытом и лучшими практиками. Профессиональные ассоциации объединяют на добровольной основе педагогических работников, движимых общими интересами, связанными с решением задач профессионального роста, в процессе общения и обсуждения значимых для них профессиональных проблем.

24.06.2020 Маргарита Павловна Глебова, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени

 

Вопрос 6: Что включает в себя система учительского роста?

Ответ: Это система, обеспечивающая возможность карьерного роста педагогических работников соответственно их уровню владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также с учетом мнения выпускников общеобразовательных организаций, включающая внесение изменений в номенклатуру должностей педагогических работников (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций») в части дополнения ее должностями, основанными на должности «учитель», а также предполагающая ряд мотивационных и конкурсных мероприятий, направленных на развитие профессионального мастерства педагогических работников.

24.06.2020 Марина Алексеевна Тимофеева, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени

Вопрос 7: Как осуществляется непрерывное образование педагогических работников?

Ответ: Повышение уровня профессионального мастерства в процессе освоения программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, и программ краткосрочных обучающих мероприятий (семинаров, вебинаров, мастер-классов, активностей профессиональных ассоциаций, обмена опытом и лучшими практиками и т.п.), в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий в течение всей жизни.

24.06.2020 Марина Алексеевна Тимофеева, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени

Вопрос 8: Что такое сетевая форма реализации образовательных программ?

Ответ: Это реализация образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

24.06.2020 Марина Алексеевна Тимофеева, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени

Вопрос 9: «Чем занимается Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников?»

Ответ: «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - это структурное подразделение ТОГИРРО, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов в овладении новыми профессиональными компетенциями и результатов оценочных процедур, проводимых в рамках добровольной независимой оценки профессиональной квалификации, определивших индивидуальные образовательные маршруты совершенствования профессионального мастерства педагогов и сопровождение их преподавателями Центра.

24.06.2020 Марина Алексеевна Тимофеева, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени

Вопрос 10: Скажите, пожалуйста, имеется ли документ, где представлены общие требования к специалистам образовательных организаций, занимающихся организацией проектно-исследовательской деятельности школьников, профессиональной ориентации в рамках реализации программ воспитания и социализации в соответствии с ФГОС?

Ответ: Да, имеется: Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по вопросам организации проектно-исследовательской деятельности школьников, профессиональной ориентации (в том числе инженерно-технический профиль, сельскохозяйственный профиль), реализации программ воспитания и социализации в соответствии с ФГОС) из отчета по проекту «Проведение Всероссийского педагогического марафона (конференции, вебинары для педагогов) по вопросам организации проектно-исследовательской деятельности школьников, профессиональной ориентации (инженерно-технический профиль, сельскохозяйственный профиль), реализации программ воспитания и социализации в соответствии с ФГОС» руководитель проекта старший научный сотрудник Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ ФИРО Г.В. Резапкин.

26.06.2020 Татьяна Алексеевна Иванычева, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени, к.с.н.

 

Вопрос 11: Скажите, пожалуйста, в чём суть «Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по вопросам организации проектно-исследовательской деятельности школьников, профессиональной ориентации (в том числе инженерно-технический профиль, сельскохозяйственный профиль), реализации программ воспитания и социализации в соответствии с ФГОС)»?

Ответ: В методических рекомендациях приводится список из ста лучших региональных практик и технологий реализации программ обучающихся, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся, а также организацию проектно-исследовательской деятельности и требования к специалистам образовательных организаций, осуществляющих организацию проектно-исследовательскую деятельность школьников, профессиональную ориентацию.

26.06.2020 Татьяна Алексеевна Иванычева, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени, к.с.н.

Вопрос 12: Скажите, пожалуйста, а какие предъявляются особые требования к специалистам образовательных организаций, осуществляющих организацию проектно-исследовательскую деятельность школьников, профессиональную ориентацию, в рамках реализации программ воспитания и социализации (в соответствии с ФГОС)?

Ответ: Задача организации проектно-исследовательской деятельности школьников, профессиональной ориентации, реализации программ воспитания и социализации (в соответствии с ФГОС) предъявляет особые требования к специалистам образовательных организаций.  Выделяют слагаемые эффективного специалиста, занимающегося организацией проектно-исследовательской деятельности школьников, профессиональной ориентации (в том числе инженерно-технический профиль, сельскохозяйственный профиль), реализацией программ воспитания и социализации:

1. Профессионально значимые личностные качества и опыт.

2. Владение техниками практической работы с детьми и подростками.

3. Знание возрастных психологических особенностей детей и подростков.

Многое зависит от наличия у ведущего «таланта общения», включающего умение полно и правильно воспринимать человека, понимать его внутренний мир, сопереживать, анализировать свое поведение, управлять собой и процессом общения. Кроме того, ведущие должны ориентироваться в психологии и физиологии подростка и быть готовыми к импровизации на каждом этапе работы. Важнейшим качеством ведущего является профессиональный такт по отношению к участникам программ.  Его задача - направлять и отслеживать реакции детей и подростков и подводить их к самостоятельному осмыслению возникших ситуаций. Если ведущих двое, работать проще и комфортнее, конечно, если они - единомышленники.

Для эффективной работы, безопасности и психологического комфорта участников программ необходимо просторное помещение (подойдёт школьный класс, где есть возможность сдвинуть или вынести парты, расставить в круг стулья). Некоторые занятия допускают работу в формате обычного урока, когда обучающиеся сидят за партами.  

Осознание проблем, обучение навыкам принятия решений, передача смыслов и ценностей в ходе игр и тренингов происходит опосредованно, благодаря эмоциональной включенности и групповой динамике, которую должны поддерживать ведущие. 

Специалист, занимающийся организацией проектно-исследовательской деятельности школьников, профессиональной ориентацией (в том числе инженерно-технический профиль, сельскохозяйственный профиль), реализацией программ воспитания и социализации, должен быть личностно зрелым, точно реагировать на чувства и поведение участников, руководствуясь принципом «не навреди»; заботиться о психологической безопасности обучающихся; владеть различными техниками, методиками, формами практической работы, что обеспечивает реализацию принципов ситуативности и вариативности. 

26.06.2020 Татьяна Алексеевна Иванычева, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени, к.с.н.

 

Вопрос 13: У меня есть высшее образование (ТюмГУ, журналистика) и я бы хотела пройти программу переподготовки «Менеджмент организации»  по очно-заочной форме , которое проводится в вечернее время (без отрыва от производства), всего - 4 сессии; срок обучения 1 год. (Обучение по программе начинается по мере комплектования группы).

Вопрос такой: в моем случае сколько будет длиться обучение, какая стоимость, какой документ я получу по окончании и какие нужно сдавать экзамены при поступлении? И интересует вопрос по возможности обучения на кафедре педагогики и психилогии. Хотелось бы узнать все условия для поступления, цены, программы обучения, сколько длится обучение, какой документ я получу по окончании, какие нужно сдавать экзамены при поступлении?

Ответ: Вы можете пройти переподготовку «Менеджмент организации» без отрыва от производства в вечернее время (по мере комплектования группы осенью).

- Экзамены для поступления сдавать не надо-краткосрочное обучение длится 1 учебный год, состоит из 4 сессий, всего 1220 часов

- стоимость обучения в 2020 году  - 15тыс. 120руб. за одну сессию. Оплата осуществляется в удобной для вас ситуации (сразу за 4 сессии или частями за каждую сессию)

- Итоговая аттестация осуществляется в виде публичной защиты дипломного проекта.

Слушатели, успешно завершившие обучение, получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, который даёт право на ведение нового вида профессиональной управленческой деятельности (в области образования).

26.06.2020 Татьяна Валерьевна Петрученко, методист ЦНППМ ПР г. Тюмени, к.п.н.

 

Вопрос 14: Какие управленческие навыки являются показательными в руководстве образовательным учреждением.

Ответ: В руководстве образовательным учреждением показательными являются следующие управленческие навыки: координация работы четырех структурных подразделений школы, разработка положений структурных подразделений, участие в комплектовании школы, принятие мер по сохранению контингента обучающихся, подбор и расстановка педагогических кадров, организация повышения их квалификации и профессионального мастерства, организация работ по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда и т.д.

26.06.2020 Татьяна Валерьевна Петрученко, методист ЦНППМ ПР г. Тюмени, к.п.н.

Вопрос 15: Какие мероприятия можно внести в деятельности методического или научно-методического совета для подготовки к дистанционному обучению.

Ответ: Деятельность методического или научно-методического совета:

  • организовать цикл мастер-классов для изучения педагогическим коллективом основ работы в дистанционном режиме, дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательной деятельности, знакомства с обучающими онлайн-платформами, ресурсами РЭШ, МЭШ;
  • анализировать и выносить на обсуждение методического или научно-методического совета, насколько успешно педагоги используют ДОТ и ЭОР;
  • обеспечить готовность педагогов реализовать образовательные программы с помощью ДОТ и ЭОР.

26.06.2020 Татьяна Валерьевна Петрученко, методист ЦНППМ ПР г. Тюмени, к.п.н.

 

Вопрос 16: Какие мероприятия можно внести в деятельности профессиональных объединений педагогов для подготовки к дистанционному обучению.

Ответ: Деятельность профессиональных объединений педагогов:

  • включить в повестку заседаний вопросы, которые позволят определить, какие электронные ресурсы можно использовать в рамках конкретной предметной области, учебного предмета, тематики.
  • Обобщение и распространение опыта работы педагогов школы:
  • изучить успешные образовательные практики дистанционного обучения, массового применения обучающих онлайн-платформ, в том числе ресурсов РЭШ, МЭШ, на уровне региона, муниципального образования, города, школы;
  • представить опыт школы на уровне региона, города, муниципального образования, а также отдельных педагогов на уровне школы, чтобы реализовать программы, в том числе дополнительные, с помощью ДОТ, ЭОР и онлайн-платформ.

26.06.2020 Татьяна Валерьевна Петрученко, методист ЦНППМ ПР г. Тюмени, к.п.н.

Вопрос 17: Как можно организовать групповую работу класса при дистанционном обучении?

Ответ: Для этой цели вы можете использовать различные цифровые инструменты. К примеру, это может цифровая доска как Padlet. Это веб-сайт, который позволяет общаться с другими пользователями с помощью текстовых сообщений, фотографий, ссылок и другого. Каждое место для общения называется «стена». Он также может быть использован в качестве частной доски объявлений. Учителя может использовать Padlet, чтобы поддержать идею творческого общения.

Также полезным для совместной работы в реальном времени может стать веб-сервис MindMeister. Это гибкий по своим возможностям инструмент для создания диаграмм связей, совместной работы над ними, с поддержкой мобильных устройств, а также презентаций. В сервис можно загружать свои файлы и изображения, экспортировать наработки в форматы Word и PowerPoint.

26.06.2020 Дина Григорьевна Валитова, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени

Вопрос 18: Каковы основные правила при организации онлайн работы с аудиторией?

Ответ: Ваши онлайн-занятия будут более эффективными если придерживаться некоторых несложных правил.

1. Акцентированное приветствие. Начинать работу в четко назначенное время, не вынуждая уже подключенную аудиторию ждать опаздывающих. Уважать время друг друга.

2. Договориться о правилах на берегу. Сразу оговорить, что микрофоны у всех, кроме спикера, должны быть выключены; выступающий на видео должен быть хорошо виден, фон не отвлекать внимания; определить варианты обратной связи с аудиторией.

3. Структурировать урок: план занятия и выводы.

4. Максимальная визуальность. Минимум «говорящей головы», активно использовать презентации, видео, онлайн доски.

5. Добиваться постоянного присутствия аудитории. Задавать вопросы, давать задания, мини-опросы.

6. Предвидеть неожиданности и иметь план Б. Например, заранее зарядить ноутбук, на случай внезапного отключения электричества, убедиться, что все ссылки активны, предусмотреть альтернативные варианты связи (с другого устройства или другой платформы) и т.д.

26.06.2020 Дина Григорьевна Валитова, старший преподаватель ЦНППМ ПР г. Тюмени