Консультации Центра по работе с одаренными детьми по проектной деятельности обучающихся основной школы (01-04.07.2019) - 10 вопросов

Вопрос 1. Считается ли подготовка и проведение культурно-развлекательного мероприятия (концерт, осенний бал, день именинника и т.д.) проектной деятельностью?

Ответ: Да и нет - в зависимости от целеустановки, видов и форм реализации, специфики решаемых обучающимися проектных задач и общественной ценности конечного продукта. В целом любая деятельность может быть осуществлена как проектная, если ее цели, формы и т.д. соответствуют требованиям ПД.

Чтобы продемонстрировать различия между проектной и традиционной творческой деятельностью обучающихся, смоделируем типичную педагогическую ситуацию - выберем в качестве конечного продукта концерт для мам и бабушек к 8 Марта. Параметры, определяющие проектную деятельность, отразим в таблице.

 

Параметр

Проектная деятельность

Традиционная творческая деятельность

1

Направленность на решение общественно-значимой проблемы

Есть: хотим

организовать акцию в поддержку одиноких матерей, солдатских матерей, матерей детей-инвалидов; использовать концерт как воспитательную акцию - в целях формирования уважительного отношения к матери;

использовать концерт как образовательную акцию - в целях ознакомления слушателей и участников с культурными традициями отношения к матери у разных народов (например, на территории Тюменской области), с материнскими подвигами (в военное и невоенное время) - и т.д.

Нет: хотим порадовать мам и бабушек своим искусством.

2

Использование форм проектной деятельности

Есть: при подготовке концерта использовались необходимые для формирования информационного контента, сопровождающего проект, формы ПД: экспедиция, эксперимент, практикум, научно-информационный поиск (в том числе в НКРЯ), реконструкция, мониторинг, экспонирование, профессиональная проба, коллекционирование и др.

Нет: при подготовке концерта ни одна из форм формирования информационного контента не была востребована.

3

Наличие общественно значимого конечного продукта, который может быть использован другими людьми

Есть: продукт проекта - не только концертные номера, но и сценарий концерта, в основе которого лежит информационный контент, собранный в соответствии с решаемой общественной проблемой.

Нет: подготовлены только концертные номера с конкретными исполнителями.

4

Постановка и решение проектных задач

Есть: реализованы задачи сбора, обработки и интерпретации информации, определены принципы использования информации, распределены зоны ответственности участников проекта, определена общественная значимость проекта; реализованы познавательно-развивающие  задачи - в ходе подготовки проекта все участники получают новые знания и компетенции, которые используются для создания конечного продукта.

Нет: сбор, обработка и интерпретация информации не осуществляются (нет необходимости); зоной ответственности каждого участника является его концертный номер или функция декоратора или конферансье; в ходе подготовки познавательно-развивающие задачи не реализуются, новые знания и компетенции не приобретаются - участники используют только уже имеющиеся компетенции.

5

Определение зон ближайшего развития участников

Есть: зоны ближайшего развития определены для каждого участника - каждый участник осознает, чему он может и должен научиться, что он может и должен узнать и освоить в ходе работы над конечным продуктом; каждый участник представляет, как и в каких условиях он в дальнейшем может использовать эти новые знания и способности.

Нет: зоны ближайшего развития не определены -участники при подготовке мероприятия не имеют программ и задач наращивания знаний и способностей.

6

Использование проектных технологий и методов

Есть: в ходе подготовки проекта активно используются проектные технологии и методы - познавательные, информационные, образовательно-воспитательные, корректировочно-развивающие, коммуникативные, организационные, рефлексивные.

Нет: в ходе подготовки мероприятия проектные технологии и методы не востребованы.

1.07.19 Марина Леонидовна Таланцева, методист Центра по работе с одаренными детьми


Вопрос 2. Можно ли рассматривать как проектную деятельность организацию и поведение различных конкурсов и состязаний?

Ответ: Можно - при соблюдении условий, представленных в ответе на предыдущий вопрос (см. таблицу).

Чтобы деятельность, направленная на организацию и проведение состязательного мероприятия - конкурса, соревнования, викторины и т.п. - была действительно проектной, то есть соответствовала проектным целям и задачам, программа мероприятия должна включать в себя не только собственно состязание, но и использование сопутствующих форм работы, направленных на развитие у всех участников проекта (и тех, кто состязается, и тех, кто готовит состязание) новых знаний, умений и навыков.

Такими сопутствующими формами работы могут быть тренинги, мастер-классы, лекции, беседы / интервью с профессионалами / интересными людьми, познавательные экскурсии и т.д. Те, кто состязается, развивают новые компетенции в ходе этих мероприятий; те, кто готовит состязание и, собственно, работает над проектом, приобретают новые компетенции в ходе подготовки тренингов, мастер-классов и т.д. В этом отношении конкурс «Учитель года» и подобные ему, несомненно, представляют собой образцы проектной деятельности.

Для того чтобы организация и проведение состязательных мероприятий имели образовательную, воспитательную, развивающую и вообще социально значимую ценность, их целесообразно организовывать и проводить не сами по себе, а в программе культурно-образовательных, социально-образовательных и т.д. акций, ориентированных на культурное, общественное, научное, производственное развитие школы, муниципалитета, региона.

1.07.19 Марина Леонидовна Таланцева, методист Центра по работе с одаренными детьми

Вопрос 3. Педагогу-предметнику бывает трудно определить, какой деятельностью он в рамках своего предмета занимается с учениками - научно-исследовательской или проектной. Есть ли какие-то однозначные критерии их разграничения?

Ответ: Научно-исследовательская и проектная деятельность не нуждаются в таком разграничении, поскольку они не противоречат друг другу, имеют круг пересекающихся задач, свободно сочетаются и дополняют друг друга.

Представление о том, что научно-исследовательская деятельность представляет собой нечто достаточно отрешённое от реальной действительности, - один из самых распространенных в педагогическом сообществе (как и в обществе в целом) мифов.

В действительности все научные исследования, даже фундаментальные (связанные, например, с физикой пространства), изначально прагматичны - имеют не только теоретическую, но и прикладную ценность, то есть ОРИЕНТИРОВАНЫ НА УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Наука имеет ценность не сама по себе, а лишь в связи с этой ключевой задачей. Назначение научно-исследовательской деятельности - выявление и решение общественных проблем - технологических, гуманитарных, производственных, медицинских и т.д. - научными методами, с использованием научных знаний и подходов. Другой задачей научно-исследовательской деятельности является обретение новых знаний и развитие новых компетенций.

Такие же фундаментальные задачи - приносить пользу обществу и приобретать новые компетенции - ставит перед собой всякий участник проектной деятельности. Различие только в том, что проектная деятельность не требует обязательного использования научно-исследовательских методов и приемов, но она также предполагает работу с различными информационными массивами и создание конечного продукта, который должен принести обществу объективную пользу.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность обучающихся может иметь ценность сама по себе (если ее основная задача - обретение новых знаний), а может быть составной частью проектной деятельности (если она в большей мере сосредоточена на применении этих знаний на пользу общества). С одной стороны, включение в проектную деятельность научно-исследовательской составляющей способствует совершенствованию любого проекта, делает его наиболее обоснованным, объективным и продуктивным. С другой стороны, научно-исследовательская деятельность, будучи связанной с конкретным проектом, приобретает более очевидную прагматическую ценность, начинает приносить подлинную пользу обществу. Поэтому организация проектной деятельности с опорой на научные знания и с использованием научного познавательного инструментария - наиболее выгодная, на наш взгляд, форма методического синтеза.

1.07.19 Марина Леонидовна Таланцева, методист Центра по работе с одаренными детьми

Вопрос 4. Допустимо ли в рамках одного проекта реализовывать несколько разных целей?

Ответ: К сожалению, Вы не указали, какие цели, например, имеете в виду. Поэтому ответим обобщенно - в соответствии с заданным вопросом.

Допустимо - при условии, что эти цели друг с другом связаны и что их совместная реализация повысит качество конечного продукта проекта.

Например, в рамках одного проекта могут быть удачно совмещены научно-исследовательские и культурно-просветительские цели (так часто бывает в проектах историко-культурной, историко-литературной, этнографической направленности); научно-исследовательские и социально-образовательные и воспитательные цели (обычно это наблюдается в проектах экологической, экономической, правовой, обществоведческой направленности и в проектах, посвященных бытовому устройству и БЖД); культурно-просветительские и воспитательные цели (в любых проектах в гуманитарной сфере, а также в проектах, посвященных истории науки и техники и конкретным персоналиям).

Вообще проект, как правило, преследует несколько целей - одну цель обычно имеет конкретное мероприятие, проводимое в рамках проекта. Так, например, культурно-образовательная акция «Тотальный диктант» помимо собственно культурно-образовательной цели (повысить уровень письменной культуры населения) имеет еще цель научно-исследовательскую (выявить уровень владения нормами письменной речи у населения страны), идеологическую (сформировать у населения позитивное отношение к грамотности), коммуникативную (создать новое пространство общения) и т.д.

1.07.19 Марина Леонидовна Таланцева, методист Центра по работе с одаренными детьми

Вопрос 5. Может ли быть целью проекта приобретение школьниками новых знаний и умений?

Ответ: Нет - это одна из начальных задач проектной деятельности, от качества решения которой будет зависеть и качество конечного продукта.

Проектная деятельность отличается от собственно образовательной деятельности как раз тем, что получение новых знаний рассматривается не как результат, к которому участникам проекта нужно прийти, а как условие, необходимое для достижения подлинного проектного результата - то есть для создания продукта, служащего обществу.

 Иначе говоря, школьники работают над проектом не для того, чтобы получить новые знания и способности, а для того, чтобы, получив новые знания и способности, их ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ПРАКТИКЕ - с пользой для себя и окружающих.

4.07.19 Марина Леонидовна Таланцева, методист Центра по работе с одаренными детьми

Вопрос 6. Разные формы проектной деятельности как-то различаются по продуктивности? Есть ли наиболее предпочтительные формы, дающие наиболее выраженные результаты?

Ответ: Все известные формы проектной деятельности являются, по сути, традиционными и в других видах образовательно-развивающей работы. Все они многократно апробированы и результативны.  Эффективность любой формы проектной деятельности напрямую зависит от корректности и целесообразности ее использования. Например, такие формы, как экспедиция, экспонирование и коллекционирование в совокупности будут высоко эффективны в проектах, связанных с формированием информационных массивов (с созданием музейных фондов и экспозиций, с подготовкой сценариев очных и виртуальных экскурсий и пр.). Однако этот же самый комплекс форм проектной деятельности в большинстве  случаев окажется низкоэффективным при создании проектов идеологической, агитационной или профориентационной направленности, если они не связаны с формированием экспозиции.

4.07.19 Наталья Александровна Аксарина, методист Центра по работе с одаренными детьми, к.фил.н.

Вопрос 7. Можно ли реализовывать проект только на уровне класса или с проектом нужно обязательно выйти на уровень параллели, звена (ступени), школы и т.д.?

Ответ: На усмотрение участников и руководителя проекта. Нет никаких требований, регламентирующих поле реализации проекта. Для получения начального опыта проектной деятельности и педагогу, и ученикам будет удобнее, если это поле будет небольшим - например, один или несколько классов. Однако если проект изначально мыслится как пролонгированный, нацеленный на продолжение и развитие, то поле его реализации должно со временем расширяться, а конечный продукт должен приобретать широкую социальную ценность.

4.07.19 Наталья Александровна Аксарина, методист Центра по работе с одаренными детьми, к.фил.н.

Вопрос 8. Обязательно ли проекты должны быть связаны с конкретной учебной дисциплиной или можно основываться на «нешкольной» тематике?

Ответ: На усмотрение участников и руководителя проекта - в каждом случае есть свои преимущества и свои трудности.

Проекты, связанные с дисциплинами, предусмотренными школьной программой, удобны тем, что в их основе всегда лежит уже достаточно обширный пласт предметных знаний, приобретенных участниками проекта в ходе освоения конкретной дисциплины в школе. Поэтому и руководителю, и участникам проекта приходится тратить меньше времени на становление нужных для реализации проекта компетенций. Однако с методической точки зрения, это же является и недостатком, поскольку образовательно-развивающие задачи в таких проектах реализуются не в полной мере (в сравнении с «нешкольными» проектами, для выполнения которых нужно осваивать совершенно новые знания практически «с нуля»).

При этом проекты, основывающиеся на дисциплинах школьной программы, легче интегрируются с научно-исследовательской деятельностью, поскольку у участников проекта уже отчасти развиты представления о метаязыке и технологиях конкретной науки, связанной с образовательным предметом (химией, биологией, географией, историей, физикой и т.д.). Проекты, не связанные (или косвенно связанные) с предметами школьного изучения, интегрировать с научно-исследовательской работой значительно сложнее, поскольку для этого требуется познакомить участников проекта с терминологическим аппаратом и методическим инструментарием связанной с проектом научной отрасли (например, геологии, этнографии или теории информации).

Таким образом, при выборе направления проекта следует учесть, какие преимущества и трудности представляются вам более значимыми.

4.07.19 Наталья Александровна Аксарина, методист Центра по работе с одаренными детьми, к.фил.н.

Вопрос 9. Хотели создать с учениками социальный проект и с этой целью посмотрели, на какие проблемы обращают внимание авторы подобных проектов. Увидели, что везде одно и то же: все пишут о толерантности (к другим народам, к пенсионерам, к инвалидам и т.д.), о поддержке ветеранов, о воспитании вежливости, о развитии этики, о помощи в самоопределении старшеклассников и выпускников - и т.д. При этом предлагаются одни и те же формы работы, выдвигаются одни и те же цели и прочее - словом, проекты в социальной сфере, как нам показалось, ничем не отличаются друг от друга. В связи с этим вопрос: какие направления проектов в социальной сфере еще сохраняют актуальность?

Ответ: Все! Любые! Ценность проекта определяется не новизной направления и темы, а тем, в какой мере конечный продукт проекта на самом деле способствует решению общественно значимых проблем. Наблюдение же за однотипными и неэффективными проектами дает возможность оценить значимость проблемы, поучиться на чужих ошибках и выработать собственную оригинальную проектную стратегию.

Во-первых, регулярность обращения создателей разных проектов к одной и той же проблеме свидетельствует о том, что эта проблема не утратила актуальности и еще не нашла профессионального или хоть какого-нибудь решения, - а значит, об этом можно и нужно думать и писать.

Во-вторых, если при этом избираемые создателями разных проектов цели не достигаются, а формы работы не приводят к нужному результату, то, следовательно, смена целей и выбор соответствующих им форм работы будут способствовать созданию вашего оригинального проекта, конечный продукт которого, вероятнее всего, окажется более состоятельным.

4.07.19 Наталья Александровна Аксарина, методист Центра по работе с одаренными детьми, к.фил.н.

Вопрос 10. По опыту знаю, что, несмотря на популярные требования меж- и метапредметности, междисциплинарные проекты особенно трудно защищать на конкурсах, потому что в таких проектах жюри часто усматривают поверхностность (в связи с тем, что нет очевидного погружения в одну конкретную предметную область). Как эффективно обосновывать и представлять такие проекты?

Ответ: Ценность междисциплинарных проектов в самой междисциплинарности, хотя иногда это действительно необходимо доказывать. С этой целью даем небольшую философскую справку - «золотой ключик» для обоснования важности и целесообразности междисциплинарных изысканий.

Еще в середине ХХ века отечественные ученые и писатели (например, И.А.Ефремов, А.Н и Б.Н. Стругацкие и др.) считали одним из важнейших недостатков современных им науки и образования отказ от энциклопедичности знания в пользу узкой специализации. Так, будучи представителем как академической, так и полевой науки, Иван Ефремов не раз отмечал, что в большинстве случаев решение проблем, стоящих перед обществом, возможно только при комплексном применении знаний нескольких смежных научных отраслей и что в этом случае на первой место выступает не глубина частного предметного знания, а способность видеть связи между разными областями знаний. Так, в современном мире решение валеологических проблем (проблем сохранения здоровья) напрямую связано не только со знаниями и достижениями в традиционных медицинских отраслях (неврологией, фармакологией, физиологией, психиатрией и пр.), но и с экологией, социологией, климатологией, педагогикой и пр.

О необходимости комплексного применения знаний разных отраслей и сфер убедительно говорили в свое время В.Г. Белинский, Д.И. Менделеев, А.В. Луначарский.

Хотим верить, что эта справка вам поможет при подготовке аргументов в пользу междисциплинарных проектов! Удачи!

4.07.19 Наталья Александровна Аксарина, методист Центра по работе с одаренными детьми, к.фил.н.