Консультации отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО (03.04-08.04.19) - 17 вопросов
Вопрос 1. Чем будут заниматься учащиеся начальной школы на уроках технологии согласно новой концепции преподавания предметной области «Технология»?
Ответ: Технологическое образование на уровне начального общего образования включает следующие направления: 1) практическое знакомство с материальными технологиями прошлых эпох, с художественными промыслами народов России, в том числе в интеграции с изобразительным искусством, технологиями быта; 2) применение ИКТ при изучении всех учебных предметов, включая набор текста, поиск информации в сети Интернет, компьютерный дизайн, анимацию, видеосъемку, измерение и анализ массивов данных; 3) освоение в рамках предметной области «Математика и информатика» основ программирования для виртуальных сред и моделей; 4) проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для проведения учебных исследований, сбора и анализа данных, в том числе компьютерного, при изучении учебного предмета «Окружающий мир»; 5) во внеурочной деятельности и дополнительном образовании организуются образовательные путешествия (экскурсии), где обучающиеся знакомятся с трудовыми процессами, технологической оснащенностью общества
03.04.2019 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 2. Что такое демонстрационный экзамен?
Ответ: Демонстрационный экзамен - это процедура, позволяющая студенту в условиях, приближенных к производственным, продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции. Основной принцип демонстрационного экзамена - «здесь и сейчас». С его помощью у выпускников колледжей и техникумов удастся определить уровень знаний и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность по конкретной специальности в соответствии со стандартами WorldSkills.
03.04.2019 Валитова Дина Григорьевна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
Вопрос 3. Каковы преимущества такой формы итоговой аттестации выпускника, как демонстрационный экзамен?
Ответ: Для образовательных учреждений проведение демонстрационного экзамена на основе стандартов WorldSkills - это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу и уровень квалификации преподавательского состава, а для выпускников это возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills без дополнительных испытаний и получить предложение о трудоустройстве уже на этапе выпуска из образовательной организации. Все сдавшие демонстрационный экзамен вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании получат документ о квалификации, признаваемый предприятиями, которые работают в соответствии со стандартами WorldSkills - сертификат, который возможность внести результаты в систему CIS (CompetitionInformationSystem).
03.04.2019 Валитова Дина Григорьевна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
Вопрос 4. Что нужно учесть при разработке заданий для демонстрационного экзамена ГИА?
Ответ: Если образовательное учреждение выбирает экзамен по методике WorldSkills, то должны соблюдаться некоторые условия. Задание разрабатывается в виде модулей на примере задания финала Национального Чемпионата Worldskills Russia и дорабатывается в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ППКРС (ППССЗ). Также задание должно быть разработано так, чтобы выпускники смогли продемонстрировать навыки, указанные в Техническом описании и выявлять степень овладения мастерством. Задания для ДЭ должны быть согласованы национальным экспертом при условии, что они полностью соответствуют техническому описанию компетенции, т.е. охватывают все составные части компетенции по всем модулям из технического описания.
Следует учитывать, что данная форма
- продолжительна по времени и может превысить сроки проведения ГИА;
- финансово затратна (оплата работы экспертов);
- дает возможность внести результаты в систему CIS и выдать сертификаты.
03.04.2019 Валитова Дина Григорьевна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
Вопрос 5. Изменились ли требования СанПиН в новой редакции ФГОС
Ответ: Суммарный объем часов по уровням образования должен соответствовать требованиям ФГОС. Требования СанПиН не менялись, поэтому отведите на внеурочную деятельность максимум 10 часов в неделю (п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача от 24.11.2015 № 81). СанПиН регламентируют максимальное количество часов в неделю, а минимальное определяете вы. Оно зависит от финансирования ООП, от количества учителей в вашей школе и их квалификации.
03.04.2019 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 6. Что нужно изменить в плане внеурочной деятельности с учетом новых ФГОС
Ответ: Главное требование новых редакций ФГОС - связать план внеурочной деятельности с программой воспитания в школе. Поменяйте пояснительную записку, потому что новые редакции ФГОС расширили перечень личностных результатов.
В плане перепишите заново список планируемых результатов, которых достигнут учащиеся на внеурочных занятиях. Причина - дополненные перечни личностных и метапредметных результатов в новых редакциях ФГОС.
Также вам необходимо запланировать мероприятия в перспективном и годовом планах внеурочной деятельности с учетом измененного содержания внеурочной деятельности. Мероприятия помогут школьнику сформировать опыт волонтера, исследователя, освоить разные виды труда, развивать гражданскую идентичность.
03.04.2019 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 7. Верно ли, что больше не будут выдавать карточки СНИЛС
Ответ: Да. Согласно Федеральному закону от 01.04.2019 № 48-ФЗ с 1 апреля 2019 года больше не выдают карточки страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования. Сведения об индивидуальном лицевом счете можно посмотреть в электронном документе.
При приеме сотрудника на работу учтите, что кандидат может предъявить на выбор:
документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, - из личного кабинета на сайте ПФР;
выданную ранее карточку СНИЛС.
Образовательным организациям больше не придется оформлять «зеленую карточку» для новых работников, которые ее еще не получили. Если у таких работников не открыт индивидуальный лицевой счет, то подайте сведения о них в территориальный орган ПФР.
Карточки СНИЛС, которые уже выдали, сохраняют свою силу. Их не надо обменивать или сдавать. Они подтверждают тот факт, что гражданин застрахован в системе индивидуального (персонифицированного) учета, наряду с электронным документом.
03.04.2019 Валитова Дина Григорьевна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
Вопрос 8. Что делать, если родитель отказывается выбирать модуль ОРКСЭ
Ответ: Разъясните родителю, что полностью отказаться от изучения предмета нельзя, так как он обязательный. Предложите перевести ребенка на индивидуальный учебный план и изучить ОРКСЭ в семейной форме.
ОРКСЭ входит в перечень обязательных предметных областей для начальной школы (п. 19.3 ФГОС НОО). По выбору родителей в рамках ОРКСЭ изучают один из модулей: основы православной, иудейской, буддийской, исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (п. 12.6 ФГОС НОО).
Ученики обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать учебные занятия, самостоятельно готовиться к занятиям, выполнять задания по образовательной программе (ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом школа обязана обеспечивать реализацию образовательных программ в полном объеме (ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
03.04.2019 Валитова Дина Григорьевна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
Вопрос 9. Обязан ли старший воспитатель проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, если у него есть первая квалификационная категория по должности «воспитатель»?
Ответ: Нет, не обязан. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят педагогические работники, у которых есть действующие квалификационные категории (п. 22 приказа Минобрнауки от 07.04.2014 № 276). Квалификационная категория по должности «воспитатель» учитывается при работе в одноименной должности с приставкой «старший». Данную позицию подтверждает ответ на вопрос № 60 разъяснений по применению порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленных совместным письмом от 03.12.2014 Минобрнауки № 08-1933 и Профсоюза работников народного образования и науки № 505.
05.04.2019 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 10. Может ли школа сменить один УМК на другой в середине реализации программы?
Ответ: Да, может. Образовательная организация самостоятельно определяет и утверждает список учебников из числа тех, которые входят в федеральный перечень (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Педагогические работники вправе выбирать учебники, учебные пособия, материалы и иные средства обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (п. 4 ч. 3 ст. 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
08.04.2019 Валитова Дина Григорьевна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
Вопрос 11. Родители через месяц занятий хотят расторгнуть договор платных услуг. Можно ли запретить это в договоре?
Ответ: Нет, нельзя. Заказчик вправе расторгнуть договор в любое время, если оплатил школе расходы, которые она фактически понесла. Учтите, что относить к ним зарплату, отчисления и налоги нельзя. Вы также не можете удерживать суммы, которые оплатил заказчик, и взыскивать с него штрафные санкции. Объяснять причину отказа от услуги он не обязан (ч. 1 ст. 782 ГК).
08.04.2019 Валитова Дина Григорьевна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
Вопрос 12. Кого можно и нельзя принимать в пришкольный лагерь?
Ответ: В лагерь можно принимать детей с шести с половиной до 18 лет, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые учатся в образовательных организациях. Иными словами, эти лагеря не предназначены для детей, которые обучаются в форме семейного образования и самообразования.
Принимайте в лагерь обучающихся образовательных, спортивных, художественных школ и других учреждений для детей и подростков (п. 1.3 СанПиН 2.4.4.2599-10). Первоочередное право приема в лагерь, который функционирует за счет бюджетных ассигнований, - у обучающихся из семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Детей в лагерь принимайте при отсутствии медицинских противопоказаний, которые установил пункт 2 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 16.04.2012 № 363н. Их отсутствие подтвердит медицинское заключение.
09.04.2019 Валитова Дина Григорьевна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
кадров
Вопрос 13. Когда можно закупать учебники из нового Федерального перечня
Ответ: Отложите покупку учебников, если это возможно. Федеральный перечень могут пополнить. Научно- методический совет по учебникам при Минпросвещения отправил 490 изданий на третью экспертизу. По итогам экспертизы учебники с положительными отзывами могут включить в перечень.
В числе пособий 156 учебников для младших классов, 235 для средних и 99 для старших, которые поступили на рассмотрение осенью 2018 года. По итогам двух экспертиз были получены противоположные оценки, поэтому ведомство решило направить их на дополнительную проверку.
В декабре прошлого года федеральный перечень учебников обновили: число изданий сократилось на 37 процентов. Из перечня исключили учебники с ошибками и устаревшими данными. Теперь базовый раздел включает 910 наименований.
09.04.2019 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 14. Нужно ли ставить в план летней работы в детском саду образовательные мероприятия?
Ответ: Да, нужно. Добавьте в план мероприятия, которые предусмотрели в основной образовательной программе дошкольного образования или в дополнительных общеразвивающих программах. Например, они могут быть познавательного направления или физкультурно-образовательной направленности. Чтобы описать в плане развивающие и образовательные мероприятия, используйте методический конструктор. При выборе мероприятий учитывайте кадровые ресурсы и материально-техническую базу детского сада, нацеленность на педагогический результат.
09.04.2019 Валитова Дина Григорьевна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
Вопрос 15. Сколько мероприятий в день должно быть в плане летней работы в детском саду?
Ответ: Укажите 4-6 развлекательных мероприятий в зависимости от продолжительности и 2-3 образовательных: два занятия в младшей и средней группе, три - в старшей группе. Число оздоровительных мероприятий определяйте исходя из рекомендаций медицинского работника.
Пропишите в плане варианты замены видов активного и спокойного досуга на случай плохой погоды. Предусмотрите в плане сбалансированное чередование всех видов детской деятельности, но не перегружайте воспитанников.
09.04.2019 Валитова Дина Григорьевна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО
Вопрос 16. Ученик не справляется с нагрузкой, не успевает по нескольким предметам. Можем ли мы оставить его на второй год?
Ответ: Оставлять ли ребенка на повторный год, решают его родители или законные представители (ч. 9 ст. 58 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Администрация школы может предоставить мотивированное мнение педагогов и педагогов-психологов, но настаивать на каком-либо варианте не имеет права. Родители могут выбрать семейную форму получения образования, если ребенку так комфортнее учиться. Незначительное количество задолженностей может послужить основанием для обучения по индивидуальному учебному плану.
09.04.2019 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.
Вопрос 17. Какая форма обучения предусмотрена для категории детей с ОВЗ
Ответ: Получить образование дети с ОВЗ могут в двух формах: в образовательной организации или вне образовательной организации, с использованием дистанционных технологий.
Форма обучения (очная, очно-заочная и вечерняя формы обучения в образовательных учреждениях, домашнее, семейное обучение, экстернат и сочетания разных форм) определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств.
09.04.2019 Валитова Дина Григорьевна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО