Консультации кафедры педагогики и психологии (4.07.18-6.09.18) - 31 вопрос

Вопрос 1. Каким информационными ресурсами в сети Интернет может пользоваться учитель, чтобы развивать свою профессиональную культуру?

Ответ: Полноценную и качественную профессиональную поддержку учитель может получить, обратившись к сайтам издательств, специализирующихся на выпуске учебно-методической литературы:

http://academy.prosv.ru/

https://курсы.1сентября.рф

https://drofa-ventana.ru/

Дидактические разработки и иллюстративный материал широко представлены на сайтах, специально созданных для информационно-профессиональной поддержки педагога, таких как:

https://www.uchmet.ru/

http://window.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

На развитие профессионально-личностной культуры учителя «работают» сайты, специализирующиеся на поиске содержания и форм неформального дистанционного обучения в сфере дополнительного образования:

https://talentedme.ru/

https://universarium.org/

https://www.lektorium.tv/

4.07.18 Ольга Григорьевна Марчукова доцент кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 2. Какими ресурсами может воспользоваться семья (родители), чтобы помочь ребенку в освоении школьной программы?

Ответ: Конечно, лучше всего - это пользоваться тем, что предлагает (советует) учитель. Если такого совета нет или он недостаточен, а желание помочь своему ребенку - есть, то можно воспользоваться интересно и познавательно представленными учебными ресурсами на сайтах:

https://interneturok.ru/

https://infourok.ru/videouroki

https://videouroki.net/

4.07.18 Ольга Григорьевна Марчукова доцент кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 3. С нового учебного года школа планирует постоянное проведение «уроков на производстве». Посоветуйте, что нужно предпринять и сделать, чтобы организовать эту работу правильно?

Ответ: Думается, что организация учебной деятельности с привлечением социопроизводственного и социокультурного потенциала территории проживания ребенка требует, как минимум:

- составление «номенклатуры» учреждений и организаций, на базе которых возможно проведение уроков,

- установление договорных отношений с этими организациями о взаимодействии в процессе реализации образовательных программ,

- составление план-графика доступности данных ресурсов (материальных, кадровых, технологических...) для организации образования...

Дальнейшая организационно-педагогическая и административная работа должна развертываться в соответствии с локальной нормативной документацией школы и с учетом требований региональной образовательной политики в этой деятельности.

4.07.18 Ольга Григорьевна Марчукова доцент кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 4. Что включает в себя формулировка «современный урок»? С какими проблемами сталкивается учитель, создавая «современный урок»?

Ответ: У педагогов в проектировании современного урока - то есть урока, отвечающего требованиям ФГОС второго поколения - наибольшие затруднения вызывает техника и процедуры целеполагания. Традиционное триединство целей «обучающая-воспитательная-развивающая» - принимают подчас настолько декларативный характер, что стираются рамки предметности и без «специальных» (учебник и расписание) опознавательных символов - урок по какому предмету? - определить сложно. Поскольку «углубить имеющиеся знания», «продолжить отработку общеучебных компетенций и навыков» и «формирование любви к предмету» - в равной степени встречаются в планировании любого урока от первого до одиннадцатого класса.

Результатоориентированность в проектировании образовательных целей, устанавливаемая ФГОС, предполагает:

- осуществление целеполагания в контексте темы, что означает переход от технологии урочного планирования как этапного инструмента освоения конкретной темы за конкретный год обучения (в конкретном классе) к проектированию целей (целевых ориентиров) в контексте темы по уровню образования (1-4, 5-9, 9-11 и шире 5-11), поскольку именно такой подход обеспечивает преемственность педагогической деятельности по формированию прочного знания,

- использование учебного материала: опорного (материал учебника), обеспечивающего для всех детей формирование базового уровня освоения содержания образования по теме, и привлекаемого из других источников, что обеспечивает качественную и «количественную» вариативность в уровне освоения (базовый, повышенный и «уровень саморазвития»),

- структурное деление учебных задач на учебно-познавательные и учебно-практические и понимание учебной задачи как выполнения учебного действия в отношении учебного материала.

6.07.18 Ольга Григорьевна Марчукова доцент кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 5. Какие формы интегрированных уроков могут проводиться в школе?

Ответ: За год преобразований в наших школах сформировался богатый опыт проведения интегрированных уроков. Уроки «внутри» учебной деятельности интегрируют содержание в рамках одного предмета: внутрипредметные «горизонтальные» и внутрипредметные «вертикальные» (интегрирование содержания образования из разных лет обучения); межпредметные «горизонтальные» и межпредметные «вертикальные». Уроки, проводимые «во взаимодействии» учебной и внеучебной деятельности, интегрируют урок и внеурочную деятельность, урок и воспитательное мероприятие, занятие по внеурочной деятельности и воспитательное мероприятие.  

7.07.18 Ольга Григорьевна Марчукова доцент кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 6. Приведите примеры формулировки целей интегрированного урока.

Ответ: При определении целей интегрированного урока важно соблюдать их соответствие ожидаемым результатам образования ученика. В таком случае целевой блок может выглядеть как планируемая результативность. Например, так: 

Урок, интегрирующий содержание предметов химии, физики и математики

по теме «Углеводороды» (10 класс):

Формируемые /развиваемые знания

Природные источники энергии (углеводороды).

Производная.

Формулы для расчета тепловой энергии.

Уравнения теплового баланса.

Термохимические уравнения.

Экологические проблемы современности.

Формируемые / развиваемые умения

Характеризовать состав, свойства, применение, переработку углеводородов.

Использовать формулы для составления уравнения теплового баланса, расчета тепловой энергии.

Применять производную функцию при решении задач по термохимии и термодинамике.

7.07.18 Ольга Григорьевна Марчукова доцент кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 7. Какими понятиями и терминами сегодня нужно пользоваться, описывая методическую работу в школе?

Ответ: Раскрывая содержание и организацию деятельности по формированию методической культуры педагога, наверное, будет правильно опираться на следующие понятийные конструкты:

Методическое объединение: профессиональное объединение педагогов (учителей) на основе общности предметной деятельности и единого понятийно-терминологического аппарата.

Рабочая группа: временное профессиональное объединение педагогов (учителей, педагогических работников) на основе общности решаемой задачи (разрабатываемой проблемы).

Методический совет: орган самоуправления методической деятельностью, включающий в свой состав руководителей ОО, курирующих методическую работу, и руководителей МО.

Методическая работа: функция управления, реализующаяся посредством планово-организационной и контрольно-аналитической деятельности в отношении методической деятельности педагогов и педагогического коллектива.

Организационно-методическая структура (методическая сеть): взаимосвязь компонентов методической деятельности, демонстрирующая их уровни (компетенция) и отношения (субординации, координации).

12.07.18 Ольга Григорьевна Марчукова доцент кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 8. Как Закон об образовании определяет методическую деятельность учителя?

Ответ: Основанием для организационно-управленческой деятельности методических служб является норма ст.19 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12, согласно которой в системе образования могут создаваться и действовать организации, осуществляющие научно-методическое, методическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования. Однако, в последующем тексте Закона употребляются и другие номинативные единицы, характеризующие методический аспект деятельности. Так, ст.28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», указывает, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится организация научно-методической работы, в том числе проведение научных и методических конференций, семинаров. А ст.47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» содержит формулировку «методическая работа». При этом исчерпывающе полным однозначным определением ни одна из формулировок не сопровождается.

Анализ содержания указанных статей Закона показывает, что категория «методическая работа» непосредственно связана с деятельностью педагога, входит в ее состав как сопровождающая деятельность по разработке и реализации образовательной программы (рабочей программы по предмету, программы воспитания и социализации обучающихся и т.д.) или, другими словами, по разработке и реализации учебно-методической документации. Что касается научно-методической работы в образовательной организации (ст.28), то, по-нашему мнению, данная статья закона ориентирует на целостное понимание, современное видение и содержание методической деятельности (функции) администрации по обеспечению профессионального развития педагога, формированию его методической культуры. Подтверждается это п.3 ст.20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования»: «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность...». Поскольку в отечественной практике инновационная работа осуществляется с привлечением представителей научно-педагогических кадров, то данная нормативная установка согласуется не только с управлением развитием образовательной организации, но и с управлением развитием методической культуры членов педагогического коллектива, в том числе, через проведение научных и методических конференций, семинаров.

12.07.18 Ольга Григорьевна Марчукова доцент кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 9. Наше методическое объединение учителей гуманитарного цикла разделили на «МО учителей русского языка», «МО учителей истории» и «МО учителей литературы». На каком основании это происходит и зачем?

Ответ: Одним из организационно-нормативных условий методического объединения педагогов является общность образовательной деятельности, проявляющаяся в предметной деятельности и едином понятийно-терминологическом аппарате. Таким образом, традиционное «МО учителей русского языка и литературы» целесообразно трансформировать в «МО учителей русского языка» и «МО учителей литературы», сообразно специфике предметной деятельности и понятийно-терминологическому аппарату дисциплин. В то же время, методическое объединение учителей математики может объединять педагогов, ведущих математику, алгебру и геометрию на основании общности формируемых обобщенных приемов учебно-познавательной предметной деятельности.

12.07.18 Ольга Григорьевна Марчукова доцент кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 10. Как по-новому должна выглядеть работа по преемственности между детским садом и школой?

Ответ: В последние годы обозначилась тенденция к увеличению и мероприятийному разнообразию «преемственных» форм работы с детьми-дошкольниками в школе. В годовое планирование образовательной организации включаются мероприятия: ознакомительные (экскурсии в школу; в том числе, дни открытых дверей для родителей «Большая перемена» и проч.); подготовительно-обучающие (образовательные курсы по подготовке дошкольников: «АБВГДЕйка», «Раннее изучение английского языка», «Первые шаги в науку»,» и др.); совместно-творческие (праздники....).

Однако вводимые федеральной образовательной политикой требования к организации образования на основе преемственных оснований содержания и технологий, не находят своего развития в работе с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе, и в связи тем, что не подкреплены достаточной методической подготовкой педагогов. Поэтому целесообразно организовать:

- проведение совместных проблемных семинаров для руководителей ДОУ и школы (методистов и старших воспитателей ДОУ, заместителей директора школы, руководителя МО учителей начальных классов школы);

- методическое объединение педагогов дошкольного и начального уровней общего образования, включающее в свой состав воспитателей старших и подготовительных групп и учителей начальных классов;

- составление графика взаимопосещений образовательной деятельности в старших и подготовительных группах, первых-вторых классах школы.

12.07.18 Ольга Григорьевна Марчукова доцент кафедры педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 11. Я первый год работаю психологом в школе. Подскажите какие документы необходимо иметь в кабинете.

Ответ: Добрый день. Документация должна быть следующая:

Папка с документами включает:

- перспективный план на год;

- аналитический отчет за год;

- план психолого-медико-педагогического консилиума.

2)  Журналы:

- журнал учета групповых видов работ;

- журнал консультаций;

3) Папка с результатами обследований.

4) Папка с методическими материалами.

2.07.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 12. Здравствуйте, какую литературу можно использовать начинающему психологу для подготовки к психологическому просвещению родителей (материалы для родительских собраний и групповых консультаций).

Ответ: Добрый день. Специально для этой цели в ТОГИРРО разработаны методические рекомендации «Технологии обучающих занятий для родителей», авторы-составители О.А.Мальцева, И.В.Рябкова. Методические рекомендации предназначены для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов. В сборнике рассматриваются технологии обучающих занятий для родителей, а также  предлагаются информационно-методические материалы для проведения родительских собраний.  Освещаются формы и методы работы  с  родителями.

2.07.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 13. С чего следует начать свою работу начинающему психологу в школе, в которой до него психологическая работа практически не проводилась, а все материалы от предыдущего специалиста не сохранились?

Ответ: Добрый день. Вы можете начать со знакомства с педагогическим коллективом и выявления потребностей школы. В летнее время можно заняться оформлением кабинета и подбором методических материалов.

2.07.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 14. Профессиональный стандарт педагога-психолога включает требование высшего психологического образования. А как быть тем, у кого курсы переподготовки?

Ответ: Добрый день. Многолетний опыт работы, неоднократное повышение квалификации и аттестация доказывают высокий профессионализм. А вот те, кто только придет в образовательную организацию да, должны иметь высшее психологическое образование.

2.07.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 15. Можно ли в ТОГИРРО психологу получить супервизию и куда обращаться?

Ответ: Добрый день. Да, супервизия возможна, обратитесь на кафедру педагогики и психологии

4.07.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 16. Планирую вести уроки психологии в школе. Подскажите какие есть методические материалы и интернет ресурсы.

Ответ: Добрый день. Вы можете воспользоваться программами таких авторов, как Н.П. Локалова, И.М.Никольская, Л.В.Строганова, О.В.Хухлаева, а также интернет ресурсом http://psylesson.ru/

4.07.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 17. С какими вопросами можно обращаться к школьному психологу?

Ответ: Добрый день. Вопросы могут быть разные:

- трудности в учебе,

- взаимоотношения в классе,

- трудности воспитания,

- выбор профессии

4.07.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 18. Порекомендуйте какие-либо программы по направлениям деятельности для педагогов-психологов.

Ответ: Добрый день! Для начала попробуйте воспользоваться приведенным ниже списком.

Профилактические программы

- программы, направленные на профилактику трудностей в социализации, на предупреждение отклонений в развитии и поведении человека (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Например: Программа копинг-профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста. Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский

Коррекционно-развивающие программы

- программы психологической работы с людьми, испытывающими трудности в общении, самореализации, обучении и развитии.

Например: Коррекционно-развивающая работа при нарушениях психических функций в младшем школьном возрасте. Хазиахмедова Л.Р. , «Коррекция нарушений когнитивных функций у старших дошкольников» Васькова О.В.

Развивающие программы

- программы, направленные на развитие и /или формирование каких-либо психических функций, качеств личности, социальных навыков и т.д.

Например: Н.П. Локалова «Уроки психологического развития в начальной школе», Т. Аржакаева, И. Вачков, А. Попова «Психологическая азбука»

Диагностические программы

- программы психологической, социально-психологической и психолого-педагогической диагностики интеллектуальных, личностных, коммуникативных, поведенческих, социальных особенностей человека.

Например: Нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста

Ахутина Т.В., Максименко М.Ю. , Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В.,

Просветительские (обучающие, учебные) программы

- программы, направленные на формирование психологических знаний, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности.

Например: С.И. Коноваленко «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше»

2.07.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 19. Проводят ли в ТОГИРРО индивидуальные профконсультации в режиме онлайн?

Ответ: Добрый день. Нет. Профконсультирование включает два этапа: диагностический и собственно консультативный, оба проводятся офлайн. Обращаться на кафедру педагогики и психологии.

26.08.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 20. Мы прошли профтестирование в школе. Могут ли специалисты ТОГИРРО пояснить нам полученные и выданные на руки результаты?

Ответ: Добрый день. Вам стоит обратиться на кафедру педагогики и психологии. Если диагностика проведена в рамках нашей методологии, то мы можем прокоментировать результаты, но для получения полноценной консультации предлагаем пройти тестирование по нашей программе и побеседовать с психологом.

26.08.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 21. Начинаю работать в детском саду. Консультирование - мое «слабое звено». С какими проблемами чаще обращаются родители к психологу?

Ответ: Добрый день. Консультативная практика показывает, что чаще всего обращаются к психологу по следующим вопросам:

- тревожность, страхи,

- упрямство, непослушание,

- проблема общения, коммуникативные навыки,

- готовность детей к школе.

26.08.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 22. Подскажите в каком нормативном документе указан норматив 20 учащихся с ОВЗ на 1 ставку педагога-психолога?

Ответ: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

П. 32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:

учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

учителя-логопеда на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

28.08.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 23. Подскажите, пожалуйста, методики для выявления одаренных детей в школе.

Ответ: Добрый день. Для выявления одаренных детей можно воспользоваться методикой экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А.Лосева), методикой «карта одаренности» (А.И.Савенков). Методики представлены в методических рекомендациях ТОГИРРО «Выявление одаренных и талантливых детей», авторы И.В. Рябкова, Ю.В.Шаркунова.

29.08.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 24. Какие виды работ могут быть включены в направление коррекция и профилактика личностных нарушений у учащихся?

Ответ: Добрый день. В качестве задачи вы можете ставить развитие коммуникативных навыков, положительного восприятия себя и мира, стрессоустойчивости и жизнестойкости.

Формы работы могут быть следующие:

- Тренинги.

- Индивидуальные консультации.

- Тематические группы.

- Кружок психологии.

- Группа в соц. сетях.

29.08.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 25. Здравствуйте, какую литературу можно использовать начинающему психологу для подготовки к психологическому просвещению родителей (материалы для родительских собраний и групповых консультаций).

Ответ: Добрый день. Специально для этой цели в ТОГИРРО разработаны методические рекомендации «Технологии обучающих занятий для родителей», авторы-составители О.А.Мальцева, И.В.Рябкова. Методические рекомендации предназначены для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов. В сборнике рассматриваются технологии обучающих занятий для родителей, а также  предлагаются информационно-методические материалы для проведения родительских собраний.  Освещаются формы и методы работы  с  родителями.

29.08.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 26. Здравствуйте. Посоветуйте литературу для начинающего работать школьного психолога.

Ответ: Добрый день!

Первыми Вашими помощниками могут стать следующие книги:
- АнуфриевА.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения

- Безруких М.Н., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика?
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе
.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.
- Овчарова Р.В. Справочная книга практического психолога.

- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании

4.09.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 27. Здравствуйте, работаю школьным психологом. В следующем учебном году начинаю работать с подростками (7-9 класс). Сейчас ищу игры и упражнения для тренингов. Подскажите, пожалуйста, может в ТОГИРРО есть литература на эту тему?

Ответ: Добрый день. trepsy.net "Психологические упражнения для тренингов"- сайт с описанием разных игр и упражнений (коммуникативные, деловые, телесные).

Обратите внимание на современное направление - рефлексивно командные игры, где существенное время занимает этап оценки участниками собственной работы и разбора полетов (дебрифинг), команда оценивает свою работу ровным счетом по продукту, который она разработала.

6.09.18 Ирина Валерьяновна Рябкова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 28. Все ли направления внеурочной деятельности обязательно должны быть реализованы через специально разработанные программы?

Ответ: Нет.  Количество аудиторных часов не должно быть более 50%. Одни направления можно реализовывать через программы, а другие - через формы. Но в документах внутришкольного  мониторинга необходимо это отразить.

4.09.18 Алсу Рафаэлловна Файзуллина, доцент кафедры педагогики и психологии, к.п.н.

 

Вопрос 29. Какова наполняемость групп при организации внеурочной деятельности?

Ответ: Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп в зависимости от выбранной модели внеурочной деятельности. При организации... в образовательном учреждении наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек (п. 10.1 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. No189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях")

4.09.18 Алсу Рафаэлловна Файзуллина, доцент кафедры педагогики и психологии, к.п.н.

Вопрос 30. Включаются ли часы внеурочной деятельности в объём учебной нагрузки обучающихся?

Ответ: Максимально допустимая учебная нагрузка, установленная пунктом 10.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, распространяется только на учебный план общеобразовательной организации, в том числе часть, формируемую участниками образовательных отношений, факультативные и элективные учебные предметы.

Учитывая, что план внеурочной деятельности реализуется общеобразовательной организацией в формах, отличных от урочной, количество часов, определенных Стандартом на его реализацию, не может быть включено в объем предельно допустимой учебной нагрузки.

4.09.18 Алсу Рафаэлловна Файзуллина, доцент кафедры педагогики и психологии, к.п.н.

Вопрос 31. Как отличить бесплатные внеурочные занятия в начальной школе от платных образовательных услуг?

Ответ: Внеурочные занятия в начальной школе в объеме 10 часов в неделю предусмотрены ФГОС. Они являются частью образовательной программы и могут быть только бесплатными. Законодательство запрещает взимать плату за преподавание предметов, которые предусмотрены ФГОС, в том числе преподавать их в качестве платных образовательных услуг.

Но при этом школа вправе предлагать на добровольной основе дополнительные платные образовательные услуги, наименование которых не совпадает с предметами, предусмотренными образовательной программой школы.

4.09.18 Алсу Рафаэлловна Файзуллина, доцент кафедры педагогики и психологии, к.п.н.