Консультация для педагогов «Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки» Центра непрерывного профессионального образования (12.04.18)

Игра - очень широкое по­нятие, но мы остановимся на играх интеллектуальных.
Интеллектуальная игра - это такая игра, где успех дости­гается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека (ребенка), его ума. Цели проведения интеллектуальных игр много­образны.


Рассмотрим развивающую цель:

а) проверить уровень полученных знаний.

В данном случае игра выступает в роли видоизмененной проверки. Это вопросы на воспроизведение выученных сведений. Контроль и учет знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию.

б) Стимулировать самостоятельное изучение материала.

Игрокам заранее сообщается тема и объем материала, который бу­дет
задействован. Например, дать задание детям повторить дома с родителями геометрические фигуры, названия, форму, размер. Тема завтрашнего занятия - это «Геометрические ассорти». Или чтение сказок взрослых ребенку, или экскурсии... Здесь игра является ито­гом самостоятельной работы детей по заданию воспитателя.

Регулярное проведение игр такой направленности дает де­тям много знаний.

Развивающие цели.

Развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.

Это основные цели проведения типа игр «викторина». Очень важно и ответственно отнестись к подбору вопросов, заданий, сце­нария, а также к организации самой игры. Участие детей в игре по­зволяет приобрести умения выражать эмоции и чувства, расширять кругозор, формирует умение вести коллективный поиск истины.

Что такое виктори­на? Это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины де­лятся на тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, по­хвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно уви­деть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».

Сюжетные викторины более интересные. Например, вос­питатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка» на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т.д.

Включается воображение, применяются элементы театра­лизации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Приме­рами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и другие.

Стратегия - форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.

В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шахматы, шашки).

В экономической - через действия приобретения и прода­жи («менеджер», «продавец» и т.д.)

В ролевой стратегии - через наилучшее достижение це­лей, определяемых заданной игроку ролью («Яхта» и т.д.). Роле­вая форма развивается по сценарному и импровизированному на­правлениям.

В сценарной стратегии импровизация допускается в стро­гом соответствии с разработкой игры.

Импровизационная стратегия намечает общие положения и дает первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.

Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а вик­торины без них вообще не существуют. Поэтому подбирать и со­ставлять вопросы - важный фактор подобной деятельности для вос­питателей.


1. Вопросы на сообразительность

Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслитель­ные способности. (Английский король Георг 1 начиная с 54 летнего возраста и до конца жизни, был вынужден постоянно пользоваться услугами переводчика. Что с ним случилось? Он стал английским королем , а был немцем.)

1.1. «Ответ в вопросе»

Вопрос на сообразительность, где ответ содержится в са­мом вопросе. Тренируется чутье игроков верного ответа. (В Древней Руси, чтобы расплатиться, могли отрубить часть слитка серебра. Как сейчас мы называем отрубленную часть? Рубль)

1.2. «Вопросы - шутки»

Они не предназначены для подшучивания над игроком. Во­просы остроумные, в них скрывается сущность. (Что случилось 30 февраля 1945 г.? 30 февраля не бывает)

1.3. «Оригинально о банальном»

Вопросы на сообразительность. Ответ прост и очевиден. (Как назвать желудь, доживший до старости? Дуб)

1.4. «Вопрос - подсказка»

Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.

2. Вопросы типа «неизвестное об известном»

В вопросах дается удивительно занимательная и малоизвест­ная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре. (Ударом хвоста он может свалить лошадь? Крокодил)
3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление

Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания. (Лежат 3 спички, уберите из середины спичку, не трогая ее. Переложить крайнюю спичку на другую сторону, и средняя станет крайней)

4. Вопросы «на удачу»

Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «за­умный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы мо­нотонны.

5. Воспроизводящие вопросы

На воспроизведение полученных знаний. Как зовут первого президента России? (Ельцин Б.Н.)
6. Вопрос розыгрыш (недопустимый)

Требуют заученного ответа. Висит на стене и сметаной пахнет. Что такое? Велосипед. А почему сметаной пахнет? чем хочу, тем и смазываю.

7. Вопросы с уловкой

Вопросы, требующие не только памяти, но и внимания. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939г.?

8. Вопросы - лекции

Вопросы требуют развернутого ответа, что сразу снижает интерес к игре.

12.04.18 Петрученко Татьяна Валерьевна , начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, кандидат исторических наук