Консультации по профориентационной работе в ПОО Центра непрерывного профессионального образования ТОГИРРО (9.01.18) - 4 вопроса

Вопрос 1. Какие уровни профориентационной работы существуют в профессиональных образовательных организациях?

Ответ: Существуют следующие уровни профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях:

Базовый уровень → Работа с потенциальными абитуриентами и их родителями;

Внутренний уровень → Работа с обучающимися;

Итоговый уровень → Взаимодействие с работодателями.

Работа с потенциальными абитуриентами и их родителями выражается в следующих видах работы:

- проведение Дня открытых дверей;

- организация работы приемной комиссии;

- участие в родительских собраниях в школах;

- проведение элективных курсов в школах и в ПОО;

- организация выездных рекламных кампаний;

- проведение профессиональных проб для школьников по специальностям, реализуемым в колледже;

- изготовление рекламных плакатов и листовок о предлагаемых специальностях/ профессиях, реализуемых в ПОО.

Работа с обучающимися проводится в следующих:

- внедрение системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры обучающихся.

- информационное наполнение сайта колледжа в сети Интернет, оперативное обновление рекламной информации.

- активная работа, направленная на участие обучающихся в чемпионатах по профессиональному мастерству «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia, корпоративных чемпионатах предприятий работодателей, в олимпиадах, конкурсах профмастерства, выставках, ярмарках вакансий, семинарах, мастер-классах, конференциях с участием работодателей.

- организация клубов, театра моды, КВН, квестов, спортивных мероприятий; мастер-классов с выпускниками ПОО; временного трудоустройства обучающихся, встреч с специалистами Центра занятости.

  • Информирование обучающихся и выпускников о спросе и предложении на рынке труда (в т.ч. ТОП-50, ТОП-регион), о работе в летних лагерях волонтерами.
  • Выпуск брошюр, методических рекомендаций, учебных пособий, публикаций в журналах и газетах.
  • Проведение консультаций для студентов и их родителей по вопросам: технологии поиска работы, трудоустройства в летнее время, норм трудового законодательства в рамках работы «Школы права».
  • Размещение информации о выпускниках на веб-сайтах кадровых агентств, Департамента труда и занятости населения Тюменской области, районных Центров занятости; доступа к банку вакансий Тюменской области: https://czn.admtyumen.ru.

Взаимодействие с работодателями заключается в:

- проведении экскурсий на предприятия социальных партнеров;

- развитии сетевого взаимодействия «Школа-ПОО-Работодатель», договорных отношений с предприятиямипо вопросам организации практикоориентированного образовательного процесса;

- организации учебного процесса с использованием элементов дуальной системы обучения;

- участии работодателей в ГИА, членами жюри на конкурсах, олимпиадах профмастерства, руководство дипломниками;

- заключении договоров на предоставление баз практик;

- изготовление рекламных плакатов и листовок о предлагаемых вакансиях работодателей и размещение на стендах.

9.01.18 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования

Вопрос 2. Что относится к основным направлениям профориентационной работы в ПОО?

Ответ: К основным направлениям профориентационной работы в ПОО относится:

- профориентационная работа с учащимися образовательных учреждений (общеобразовательных и СПО) и их родителями;

- выявление и реализация профориентационных возможностей различных программ (образовательных, воспитательных и т.д.) и научно-исследовательских проектов;

- формирование системы привлечения и обеспечения набора абитуриентов из отдаленных территорий;

- укрепление взаимодействия с педагогами города, района, области;

- профориентационная работа со студентами;

- информационное сопровождение профориентационной деятельности.

9.01.18 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 3. Какие активные формы профориентации реализуются в профессиональной образовательной организации?

Ответ: В профессиональных образовательных организациях могут реализовываться следующие активные формы проведения профессиональной ориентации:

- создание интерактивной профориентационной системы вуза;

- проведение дней науки, дней самоуправления, дней открытых дверей;

- организация предметных олимпиад для студентов и различных групп населения и для школьников в частности, учебно-практических семинаров в школах;

- выполнение совместных научных и социальных проектов,

- создание специализированных классов для углубленной подготовки по ряду дисциплин;

- привлечение школьников к работе проблемных групп;

- работа в студенческих отрядах;

- участие в научно-практических конференциях; конкурсах студенческих научных работ, научных докладов; ярмарках вакансий, учебных мест, мероприятиях по содействию трудоустройству;

- создание в ПОО работниками телевидения и преподавателями рекламных роликов, позволяющих позиционировать направления и профили вуза;

- активное участие преподавателей ПОО в государственных программах по повышению квалификации и профессиональной переподготовке;

- проведение профессиональных недель в ПОО;

- взаимодействие ПОО и школы, а именно: помощь молодежи в области занятости и досуга молодежи; поддержка и продвижение инновационных идей; довузовская подготовка школьников.

Одним из эффективных активных методов профориентации является квест «Горизонты профессий», который проводится с целью повышения уровня информированности школьников и обучающихся профессиональных образовательных организаций о специфике и особенностях профессий, востребованных на рынке труда Тюменского региона, а также для развития их собственных профессиональных предпочтений.

9.01.18 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования

Вопрос 4. Какие пассивные формы профориентации реализуются в профессиональной образовательной организации?

Ответ: В профессиональных образовательных организациях могут реализовываться следующие пассивные формы проведения профессиональной ориентации:

- беседы о направлениях и профилях, организуемые преподавателями ПОО;

- использование преподавателем нетрадиционных форм работы со студентами «круглых столов», «мастерских», «мастер-классов», которые требуют привлечения как предметных, так и профессиональных компетенций студентов;

- организация и проведение ознакомительных экскурсий на потенциальные места будущего трудоустройства выпускников;

- приглашение профессионалов в узких областях, педагогов - новаторов, ведущих бизнесменов в ПОО в рамках проведения тематических мероприятий;

- приглашение преподавателей ПОО на тематические вечера в школу;

- организация лекториев с приглашением абитуриентов;

- оформление информационных стендов о направлениях и профилях ПОО;

- организация посещения предполагаемыми абитуриентами ПОО;

- выступление преподавателей, сотрудников ПОО в СМИ;

- подготовка и распространение полиграфической продукции о направлениях и профилях ПОО и др.

9.01.18 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования