Консультации кафедры дошкольного и начального общего образования (13-20.01.18) - 13 вопросов

Вопрос 1. При какой температуре не выводят детей на прогулку?

Cогласно СанПиН 2.4.1.3049-13 от 29.05.20013 г № 28564 П. 11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется ДОО в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

13.01.18 Дрень Олеся Евгеньевна, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

Вопрос 2. Если ребенок пропустил по болезни (или другой уважительной причине) несколько дней в детском саду, нужно ли после приносить справку от врача?

СанПиН 2.4.1. 3049-13 пункт 11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в ДОО только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

14.01.18 Дрень Олеся Евгеньевна, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

Вопрос 3. Сколько детей должно быть в группе компенсирующей направленности?

СанПиН 2.4.1.3049-13 пункт 1.11. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

-  для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;

-  для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;

-  для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

-  для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;

-  для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

-  для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;

-  для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;

-  для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;

-  для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;

-  для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей;

-  для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;

-  для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;

-  для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

14.01.18 Дрень Олеся Евгеньевна, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

 

Вопрос 4. Что такое интеграция в образовании?

Интеграция - это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного. 

Интеграция в образовательном процессе означает:

- комплексный характер целей образовательной деятельности и целостность достижения планируемых результатов;

- взаимопроникновение педагогических средств, используемых в учебной и внеурочной деятельности;

- органичную связь различных видов урочной и внеурочной деятельности детей, закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках, во внеурочной работе;

- взаимосвязь общего и дополнительного образования;

- гибкий характер организации учебного процесса, использование различных форм и методов внеурочной деятельности детей, неформальных способов взаимодействия педагогов и учащихся;

- введение новых интегративных курсов, предметов, создание творческих коллективов;

- объединение ряда педагогических средств учебной и внеучебной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях и др.);

- взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, школы и социума.

 Интеграцию в образовательной организации можно представить, как внутреннюю и внешнюю. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя - взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами. Различают также вертикальные и горизонтальные интегративные связи. В школе, любой образовательной организации можно осуществлять одновременно интеграцию по горизонтали, т. е. межпредметную, и по вертикали, между классами, учебными группами, которые отличаются по возрасту.

15.01.18 Гололобова Надежда Леонидовна, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

Вопрос 5. Что такое интегрированный урок, как его разработать?

Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни». Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал. Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

-  свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

-  состав интегрирования, т.е. совокупность объединяемых компонентов;

-  ведущие системообразующие и вспомогательные компоненты;

-  форму интегрирования;

-  характер связей между соединяемым материалом;

-  структуру (последовательность) расположения материала;

-  методы и приёмы его предъявления;

-  методы и приёмы переработки учащимися нового материала;

-  способы увеличения наглядности учебного материала;

-  распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;

-  критерии оценивания эффективности урока;

-  форму записи подготовленного урока;

-  формы и виды контроля учащихся на данном уроке.

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал.

Интегрированные уроки в школе требуют подробного планирования. В котором указывается каждый этап с затраченным на него временем. Важную роль при этом играет поиск материала, к которому можно привлечь учащихся. Этап планирования помогает учителям заранее продумать ход занятия и спрогнозировать возможные паузы, связанные с наглядными и раздаточными материалами. Разработка структуры интегрированного урока- совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это требует продуманного управления по сути новым процессом познания.

Мы все время говорим о совместной работе двух и более учителей при подготовке и проведении интегрированного урока. Однако такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Такие ситуации становятся сегодня нормой.

Обычно в интегрированных уроках одна из дисциплин занимает ведущую роль, которая распространяется и на предмет. Поэтому если один учитель ведёт занятие, то другой не должен сидеть без дела. Он помогает готовится к следующему этапу или наблюдает за поведением и работой детей. На стадии закрепления материала учителям следует давать детям яркие, конкретные и по возможности индивидуализированные задания. Такие упражнения помогают понять и запомнить пройденный материал, а в конце урока обозначить запланированные межпредметные связи.

Учителям стоит обратить внимание, что главная цель занятия - это выявление межпредметных связей, а не изучение максимального объёма материала. Такой подход позволяет избежать утомляемости ребенка и добиться основной цели. Такие уроки способствуют стимуляции мыслительной деятельности ребёнка. А это благоприятно сказывается на навыках анализа, сравнения и поиска межпредметных связей. Благодаря непривычному ходу урока, дети меньше подвержены утомляемости, так как новые условия привычных дисциплин вызывают интерес и активность. Такие занятия носят характер научной деятельности. Ученики в некотором смысле являются исследователями и, как результат, урок полон открытий и находок. Такие уроки развивают образное мышление у учеников, помогают раскрыть потенциал педагога и выйти на новый уровень взаимоотношений с детьми

15.01.18 Гололобова Надежда Леонидовна, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

Вопрос 6. Какими учебниками можно пользоваться в этом учебном году?

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из:

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;

- федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;

- федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2013/14 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 января 2013 г., регистрационный номер № 26755), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 544 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2013 г., регистрационный номер № 29846).

Для чего проводятся ВПР, как использовать результаты ВПР? Всероссийские проверочные работы (ВПР) - это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования Федеральных государственных образовательных стандартов. Они не являются аналогом государственной итоговой аттестации, а проводятся на региональном или школьном уровне. Как подчеркнул глава Рособрнадзора, «это обычные контрольные работы, а не ЕГЭ». Результаты таких проверочных работ НЕЛЬЗЯ использовать для выставления годовых оценок, это "диагностические работы, которые позволяют оценить индивидуальные достижения учащихся".

ВПР никак не влияют на успеваемость учеников. Они проводятся образовательной организацией самостоятельно, с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся. ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях. Отличительными особенностями ВПР являются единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ обучающимися всех образовательных организаций Российской Федерации.

Задания ВПР разрабатываются на федеральном уровне. Прежде всего, работы проводятся для самодиагностики школы, чтобы выделить проблемные зоны и организовать работу. Результаты ВПР могут также использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях.

ВПР необходимы для того, чтобы иметь четкую информацию о системе школьного образования на всех уровнях, чтобы можно было организовать работу региональных институтов повышения квалификации, и понимать то, как оказывать помощь ученикам. Результаты ВПР нужны для: самооценки школ, помощи учителям и родителям в организации работы с каждым школьником, выявления пробелов в знаниях учащихся, мониторинга уровня образования

16.01.18 Гололобова Надежда Леонидовна, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

Вопрос 7. В чём заключаются преимущества интегрированного обучения в начальной школе?

В настоящее время проблема интеграции содержания образования является актуальной и одной из наиболее перспективных. Интеграция позволяет учитывать достижения дошкольного периода, его типовые и индивидуальные возможности, ориентироваться на возрастные особенности младших школьников, для которых свойственно целостное восприятие объектов окружающего мира, использовать возможности каждого учебного предмета для формирования учебной деятельности ученика; развивает потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики мышления.

Интеграция позволяет сократить количество учебных предметов, а значит, и устранить перегрузку учащихся, что повышает мотивацию учебной деятельности благодаря нестандартной форме урока; снимает перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности; резко повышают познавательный интерес; служат развитию воображения, внимания, мышления, речи, памяти;

16.01.18 Менчинская Елена Анатольевна, заведующая кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

Вопрос 8. В чём заключается принципиальная разница понятий интеграция и межпредметные связи?

Действительно, эти понятия необходимо различать.

Интеграция в образовании означает объединение в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной научной области. Это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, который определяется общими целями и учебно-воспитательными задачами.

16.01.18 Менчинская Елена Анатольевна, заведующая кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

Вопрос 9. Каковы отличительные особенности структуры интегрированного урока от обычных уроков?

Отличительными особенностями интегрированного урока являются: предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большая информативная емкость учебного материала.

15.01.18 Менчинская Елена Анатольевна, заведующая кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

Вопрос 10. Что необходимо сделать учителю при подготовке интегрированного урока?

При подготовке интегрированного урока учителю необходимо проанализировать программы начальной школы по различным учебным предметам; выявить одинаковые темы; объединить их с позиции ведущей идеи и ведущих положений.

15.01.18 Менчинская Елена Анатольевна, заведующая кафедры дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

Вопрос 11. Обязательно наличие учебника физической культуры в малокомплектной школе?

Да, согласно закона об образовании каждый ученик должен быть обеспечен учебником по всем предметам ООП.

20.01.18 Симон Наталья Александровна, доцент дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

Вопрос 12. Кто определяет классы, в которых вводить дисциплину «ОБЖ»?

Решение принимает администрация школы на основе ООП.

20.01.18 Симон Наталья Александровна, доцент дошкольного и начального общего образования, к.п.н.

Вопрос 13. Добровольна или обязательна сдача нормативов ФСК ГТО в ОО?

Нормы ФСК ГТО сдаются на добровольной основе.

20.01.18 Симон Наталья Александровна, доцент дошкольного и начального общего образования, к.п.н.