Консультации кафедры социально-гуманитарных дисциплин (4.09.17) - 17 вопросов
Вопрос 1. Насколько изменится модель ЕГЭ по литературе в новом учебном году?
Согласно Демоверсии 2018 г. (выставлена на сайте ФИПИ), уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16, введено четвёртое задание в часть 2; усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям и главное - существенно изменена критериальная база. В связи с этим с целью качественной подготовки детей к ЕГЭ рекомендую 15.09.17 г. посетить семинар-практикум в ТОГИРРО «Итоговая аттестация по литературе в 11 классе: изменения в экзаменационной модели и критериальной базе, технологии и способы подготовки, эффективные практики формирования читательского и интерпретационного опыта обучающихся» (8 часов), на котором мы будем знакомиться с новой моделью ЕГЭ, лучшими практиками по подготовке к итоговой аттестации по литературе, осуществлять экспертизу письменных заданий в соответствии с новыми критериями. Ждем Вас!
4.09.17 Володина Елена Николаевна, кандидат филол. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 2. Как нам подготовиться к устному экзамену по русскому языку «Говорение»? Планируются ли семинары, курсы для педагогов?
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральный институт педагогических измерений осенью 2017 года продолжат апробацию моделей устной части ГИА-9 по русскому языку, по итогам которой будет принято решение о форме и сроках включения устного компонента в систему государственной итоговой аттестации (ГИА).
Нормативных документов о сроках и модели устного экзамена в 9 классе пока нет, но на сайте ФИПИ размещены две модели, с которыми необходимо познакомиться (также эти модели лаконично описаны в предыдущих вопросах в июле 2017г.)
Спланируйте свою урочную и внеурочную деятельность так, чтобы включать предполагаемые задания для устной части при изучении предметных тем: чтение вслух небольших отрывков, построение монологического и диалогического высказывания.
Необходимо продумать организацию, контроль включенности каждого ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик в течение одного дня мог вслух прочитать, озвучить свою точку зрения по проблеме...
Особое внимание уделите обучающимся, «не говорящим», «патологически скромным», необходимо для таких детей организовать индивидуальные занятия, искать помощи и поддержки со стороны психолога, классного руководителя, родителей.
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин планирует проведение курсов, цикла семинаров по подготовке к диагностическим, мониторинговым работам (итоговому сочинению, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), в том числе и к устной части по русскому языку «Говорение» в сентябре (14.09-22.09). Информация будет разослана в муниципалитеты, размещена на сайте ТОГИРРО.
4.09.17 Медведева Е.Г., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 3. Какие учебники, вы можете порекомендовать по обществознанию в системно-деятельном подходе в 8классе?
В учебном процессе вы можете использовать учебники, которые вошли Федеральный перечень учебников. Например: Королькова Е.С. Обществознание: Учебник: 8 класс. Москва: Академкнига\Учебник,2015 . 214 с.
4.09.17 Белявская Юлия Евгеньевна, к.и.н, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 4. Добрый день, планируете ли вы семинары по истории и обществознанию, для подготовки к государственной итоговой аттестации?
Семинары планируются на середину октября, дополнительная информация появится на сайте института: http://togirro.ru/
4.09.17 Белявская Юлия Евгеньевна, к.и.н, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 5. Будут ли изменения в итоговой аттестации по литературе в 2017-2018 учебном году?
Изменения, в отличие от прошлых лет, есть. Они вызваны прежде стремлением разработчиков обеспечить преемственность между формами итогового контроля на разных ступенях школьного образования. Согласно Демоверсии 2018 г., которая представлена на сайте ФИПИ, предусмотрено сближение модели ОГЭ с ЕГЭ в части критериев оценивания развёрнутых ответов, что обеспечит бóльшую прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом (для эксперта и экзаменуемого) и повышение объективности оценивания экзаменационной работы. Усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям. Подробнее узнать об этом и практически отработать систему оценивания заданий можно на семинаре-практикуме «Итоговая аттестация по литературе в 9 классе: изменения в экзаменационной модели и критериальной базе, технологии и способы подготовки, эффективные практики формирования читательского и интерпретационного опыта обучающихся» (8 часов), который пройдет в ТОГИРРО 14.09.17 г. Будем рады видеть Вас и Ваших коллег!
4.09.17 Володина Елена Николаевна, кандидат филол. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 6. С содержанием каких предметов допустимо интегрировать литературу?
Традиционно считается, что с гуманитарными (историей, обществознанием, русским языком, ИЗО и т.д). Однако на секции учителей-предметников в рамках Августовского форума мы обсуждали и другие возможности: интеграцию содержания литературы с такими предметами, как математика, информатика, география, физика и т.д. Конечно, интеграция должна быть целесообразна и оправданна, органична, ведь это не самоцель, а возможность наполнить предметный материал новыми, метапредметными связями и смыслами, формируя у детей целостное, панорамное видение и понимание объектов познания.
4.09.17 Володина Елена Николаевна, кандидат филол. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 7. Подскажите, пожалуйста, на что обратить внимание при подготовке ребенка к муниципальной олимпиаде по литературе?
Традиционно на олимпиаде по литературе типичные затруднения связаны прежде всего с комплексным анализом текста, и в частности - с непониманием текста как художественного целого, воплощающего эстетическую концепцию мира и человека; непониманием авторской позиции, в нем воплощенной; неумением четко формулировать тему, проблематику и идею произведения; с формальностью анализа художественных и языковых средств (без определения их функции в тексте), а также с неумением устанавливать историко-литературные связи.
4.09.17 Володина Елена Николаевна, кандидат филол. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 8. Посоветуйте, пожалуйста, какой учебник по литературе в среднем звене наиболее соответствует требованиям ФГОС?
Идеальных учебников, конечно, нет; у каждого, представленного в Федеральном перечне, есть свои достоинства и проблемные зоны, уязвимые места. Хороший учебник, на мой взгляд, должен ПОМОГАТЬ учителю реализовывать на практике такие концептуальные подходы к литературному образованию, как текстоцентрический (целостность текстов, грамотный выбор текстов: социально-нравственной проблематики, воспитательной направленности, патриотической тематики, региональной литературы, с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей и т.д.); деятельностный подход (наличие продуктивных, а не репродуктивных заданий: проектных, творческих и т.д.); проблемный подход (проблемность в содержании и его осмыслении через разные восприятия, критические оценки, воспоминания, культурологические комментарии, наличие проблемных вопросов и заданий); дифференцированный подход и ориентация на развитие личности, познавательного интереса, самостоятельности, читательских компетенций и творческих способностей ученика. Результаты апробации учебников нового поколения в Тюменской области доказали, что этим требованиям в большей мере соответствует учебник по литературе Г.Меркина.
4.09.17 Володина Елена Николаевна, кандидат филол. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 9. Добрый день, подскажите, пожалуйста, есть изменения в КИМах ЕГЭ по обществознанию в 2018 году?
Здравствуйте! На сайте Федерального института педагогических измерений выставили проекты Демоверсии - 2018, изменений нет в структуре самой работы, но есть изменения в критерии оценивания заданий 28, 29. Изменен тестовый балл за работу, он увеличился с 62-64 баллов. Более подробную информацию смотрите по ссылке: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
4.09.17 Белявская Юлия Евгеньевна, к.и.н, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 10. Появилась информация, что пятиклассники будут писать ВПР осенью. Верна ли она? По каким предметам? Какие сроки?
Да, 5 октября 2017 года обучающихся 5 классов по учебному предмету "русский язык" в форме проверочных работ. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30 июня 2017 г. N 624 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ЯНВАРЯ 2017 Г. N 69 "О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
4.09.17 Медведева Е.Г., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 11. Как грамотно выстроить реализацию регионального компонента посредством уроков литературы?
Рекомендую ознакомиться со сборником ТОГИРРО «Методические рекомендации по реализации регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности». В частности, на уроках литературы основными принципами реализации регионального компонента и включения произведений родного края в программу по литературе должны быть:
1) учет территориальной и культурной специфики района, к которому относится образовательное учреждение: например, крайний Север - рекомендуются, помимо других, произведения Юрия Вэллы, Ювана Шесталова, Еремея Айпина, Анны Неркаги и др., город Тюмень - произведения В.П. Крапивина, К.Я. Лагунова, А.Омельчука, В.Строгальщикова и др.;
2) учет возрастных и психолого-педагогических особенностей обучающихся, их познавательного и читательского интереса;
3) основной и региональный компонент должны быть тематически и художественно связаны, органично переплетаться, дополняя друг друга. Целесообразно выстраивать тематические параллели, связывающие программные произведения и тексты литературы нашего края: например В.Астафьев «Васюткино озеро» и К.Лагунов «Тайна Черного озера», А.Гайдар «Тимур и его команда», «Военная тайна» + В.Крапивин «Бегство рогатых викингов» и т.д.
Вопрос 12. Порекомендуйте, пожалуйста, какими пособиями и хрестоматиями лучше пользоваться при реализации регионального компонента на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
Рекомендуем использовать материалы и тексты из следующих хрестоматий:
- Литература Тюменского края: Книга для учителя и ученика / Под ред. Н.А. Рогачевой. - Тюмень: СофтДизайн, 1997
- Литература Тюменского края Хрестоматия в трех книгах: Кн.1. 5-7 кл. / Сост. Г.И. Данилина, Н.А. Рогачева, Е.Н. Эртнер. - Тюмень: «СофтДизайн», 1996
- Литература Тюменского края. Хрестоматия в трех книгах: Кн.1. 8-9 кл. / Сост. Г.И. Данилина, Н.А. Рогачева, Е.Н. Эртнер. - Тюмень: «СофтДизайн», 1996
- Лукоморье. Литературная хрестоматия: Книга для учащихся 5-7 кл. / Сост Н.Н. Горбачева, Н.А. Рогачева. - Тюмень: «СофтДизайн», 1997
- «Страна без границ»: Литературная хрестоматия для 8-11 классов в 2 книгах. Составители: Н.Н. Горбачева, Н.А. Рогачева. - Тюмень, 1998.
Советуем также использовать электронные ресурсы, например сайт Электронной библиотеки Тюменского писателя: http://www.citylib-tyumen.ru/tyumen/literaturnayazizn/elektron_bibl_pisat?id=13&view=writers
4.09.17 Володина Елена Николаевна, кандидат филол. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 13. Будут ли изменения в контрольных измерительных материалах по русскому языку (ЕГЭ) на 2018 год?
С проектами демоверсий Вы можете познакомиться на сайте ФИПИ, до 30.09.2017г. будет идти обсуждение, свои сомнения, предложения, корректировки можно предлагать и отправлять на электронный адрес: reception@fipi.org .
В экзаменационную работу включено задание базового уровня (№20), проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка. 2) Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 57 до 58.
4.09.17 Медведева Е.Г., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 14. Я еще не работала в старших классах, не готовила детей ни к итоговому сочинению, ни к ЕГЭ. Где мне познакомиться с диагностическими работами, требованиями? Как выглядит работа?
Все демоверсии, требования к ГИА размещают на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru , в конце августа выставляют проект демоверсии, объявляют темы итогового сочинения и критерии проверки.
Структура КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: - задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа; - задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
4.09.17 Медведева Е.Г., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 15. Будут ли изменения в контрольных измерительных материалах по русскому языку (ОГЭ) на 2018 год?
В контрольных измерительных материалах, судя по проекту демоверсии, изменений в 2018 году нет.
4.09.17 Медведева Е.Г., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 16. Каковы требования к текстам изложений для итоговой аттестации за 9 класс? Как и где можно познакомиться с текстами для аудиоизложения (ОГЭ)?
Все тексты для аудиоизложения посвящены вечным, нравственным ценностям: дружбе, милосердию, патриотизму, поэтому представлены в виде рассуждения, разделены на три абзаца. Все тексты для аудиоизложений можно прослушать на сайте ФИПИ в открытом банке заданий ОГЭ. http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=739C92B62FA098A74536BD3E064F0CD8&proj_guid=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416
4.09.17 Медведева Е.Г., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Вопрос 17. Уважаемые коллеги, слышала о новом приеме на уроках литературе ДИОМАНТЕ, пожалуйста, объясните суть этого «явления».
- Диаманта - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.
Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
1 строчка: тема (существительное)
2 строчка: определение (2 прилагательных)
3 строчка: действие (3 причастия)
4 строчка: ассоциации (4 существительных)
5 строчка: действие (3 причастия)
6 строчка : определение ( 2 прилагательных)
7 строчка: тема (существительное)
Пример диаманты:
Обломов
Ленивый, добрый,
Лежащий, мечтающий, умирающий.
Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
Работающий, решающий, живущий,
Настойчивый, расчетливый
Штольц.
Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению. Тема может быть любой.
4.09.17 Третьякова В.Ю., ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин