Консультации кафедры педагогики и психологии (14.06.17) - 44 вопроса

Вопрос 1. В сентябре 2017 года прибывает обучающийся в с НОДА. Рекомендация медико-педагогической комиссии: обучение по АООП ООО для детей с НОДА. В нашей школе в классах обучается по 30 человек. Детей с ОВЗ у нас в школе не было. Как обучать ребенка в общеобразовательном классе наполняемостью 30 человек?

Уважаемая коллега! Согласно "Закону Об образовании в Российской Федерации" родителям предоставлено право выбора образовательной организации. Выбор был сделан в пользу Вашей школы, если до сих пор у вас не было таких обучающихся с ОВЗ, то сейчас вам необходимо продумать систему работы по созданию для него специальных условий. Привести организационно - нормативные документы в соответствии с требованиями СанПиН, в частности, наполняемость классов, режим обучения (1 смена), разработать АООП, учитывающую особенности - нарушения опорно-двигательного аппарата.и т.д. и.т.п. Также необходимо продумать возможности повышения квалификации педагогов и других специалистов Вашей школы.

Ю.В. Шаркнунова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 2. Необходимо ли писать программу для детей с ОВЗ, если таких в школе, по заключению ПМПК нет. И еще, если родители отказываются везти ребенка на ПМПК, что делать? Спасибо!

Разработка и реализация АООП для той или иной категории обучающихся осуществляется только по заключению ПМПК. Стоит отметить, что важно заранее подготовиться к обучению детей с ОВЗ, проанализировав контингент будущих первоклассников в микрорайоне. На второй вопрос, по поводу родителей, отвечаем, продолжать обучать ребенка по основной общеобразовательной программе образовательной организации. При неудовлетворительном прохождении промежуточной и / или итоговой аттестации необходимо действовать согласно ФЗ №273 "Об образовании в РФ", статья 58.

Ю.В. Шаркнунова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 3. Мальчику в 5 лет на районной комиссии поставили норму. В школе он не справляется с программным материалом. Несколько раз подавали документы на перевод на АОП. По основным предметам стоят неудовлетворительные оценки с 3 класса. После очередного рассмотрения документов на комиссии (январь, 2017) парню дают норму. Этот уже молодой человек ( 5 кл) не посещает занятия, не говоря уже о качестве обучённости. Что мы можем сделать? Ведь таких уже не единицы! 

Очень противоречивое ощущение сложилось из вашего описания. Во-первых, ребенку в 5 лет на ПМПК ставят "норма". Интересен факт - почему ребенка в 5 лет обследовало ПМПК? Значит и в ДОУ уже были какие-то трудности? Вы (школа) в 1,2 классе работаете с ним, как с нормативным, и, в принципе, он освоил программу 1 и 2 класса. Вы его переводите в 3 класс, где начинаются академические проблемы. Возникает вопрос, почему вы перевели ребенка в 5 класс с неликвидированной академической задолженностью по НОО? С 3 класса он перестает осваивать программный материал. За 2,5 года ребенок становится еще и педагогически запущенным, что обуславливает его «не желание» ходить в школу. По вашей ситуации хотелось уточнить: 1. если ребенок имел академические задолженности в начальной школе, как школа смогла его перевести в 5 класс? 2. какую позицию в этой истории занимают родители ребенка. 3. предпринимали ли вы попытку привлечь органы социальной опеки к решению сложившейся ситуации?! В Вашей ситуации рекомендовали бы Вам, с согласия родителей ребенка, напрямую выйти на ПМПК для совместного решения сложившейся ситуации.

Ю.В. Шаркнунова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 4. Доброго дня! У меня несколько вопросов, помогите разобраться. Вопрос 1. Какое время действительна выписка ПМПК? Например, если ребёнок пришёл с выпиской (ЗПР) в 1 класс. Он должен каждый год проходить ПМПК или выписка будет действовать до 4 класса, когда всех детей смотрят, в связи с переходом в среднее звено и снимают ЗПР у всех? Вопрос 2. Как часто детей с УО в средней школе (5 - 9 класс) надо отправлять на ПМПК? Вопрос 3. Сколько детей положено на ставку учителя - логопеда? Спасибо.

 Здравствуйте! На первый вопрос отвечаем, как такового понятия «время действия выписки» в нормативных документах нет. В заключении ПМПК может быть указан срок повторного обследования, если данной записи нет, и при условии, что обучающийся не нуждается в изменении специальных условий, то данные рекомендации выдаются на уровень образования. Если же обучающийся нуждается в изменении специальных условий получения образования, то тогда повторное обследование осуществляется по факту обращения. На второй вопрос отвечаем, при отсутствии необходимости изменения ранее определенных специальных условий, повторное прохождение ПМПК не требуется. На третий вопрос отвечаем, количество обучающихся с ОВЗ на одну штатную единицу учителя - логопеда определено Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 17 июля 2015 г.)

Ю.В. Шаркнунова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 5.  Форму обучения выбирает родитель?

Форму обучения рекомендует ПМПК или врачебная комиссия. А родитель в праве согласиться или не согласиться с данной рекомендацией.

Ю.В. Шаркнунова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 6. В заключении ПМПК - АООП для детей с ТМНР (УО), а в ИПРА МСЭ - ДЦП. Что для нас является определяющим?

Заключение ПМПК.

Ю.В. Шаркнунова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 7. Добрый день? Скажите, пожалуйста, ребёнок с ОВЗ (не инвалид) как часто должен проходить ПМПК? Если у ребёнка УО? Каждый год нужно его отправлять на комиссию? А ребёнок с ЗПР или ТНР ежегодно должен подтверждать свой статус? Спасибо. 

Здравствуйте! В заключениях ПМПК может быть прописан срок повторного обследования, тогда комиссию проходят в соответствии с данной записью в указанный период. Если данной записи нет, то обучающийся получает образование, не нуждаясь в изменении ранее определенных специальных условий (в смене образовательного маршрута, предоставлении услуг специалистов и т.д. и т.п.). В таком случае, заключение выдается на уровень образования и срок повторного обследования совпадает с окончанием обучения в начальной/ основной/средней школе. В случае изменения особых образовательных потребностей или несогласия (например, со стороны родителей) с ранее рекомендованными условиями, повторное обследование может проходить в любое время по факту обращения. Важно указать еще один момент, если в вашем заключении каким-либо образом фигуруют специальные условия для конкретного года обучения/класса, в таком случае, необходимо прохождение ПМПК в конце учебного года, для получения рекомендации по образовательному маршруту на следующий учебный год.

Ю.В. Шаркнунова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 8. Здравствуйте! Могут ли дети с УО учиться в общеобразовательной школе? Что делать, если родители отказываются отдавать детей в коррекционную школу 8 вида. Выйдут со школы со справкой? 9 классов?

Отвечаем на ваш вопрос однозначно: могут! На основании Федерального Закона № 273 от 29.12.2012 «Закон об образовании в Российской Федерации» родители ребенка имеют право выбора образовательной организации. Вы можете проинформировать родителей о возможности обучения их ребенка в бывшей специализированной школе. В свою очередь, родители имеют право не принять такого решения - обучаться в специлизированной школе В любом случае, выбор образовательной организации всегда за родителями! Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают свидетельство об образовании установленнного образца, позволяющего ребенку продолжить обучение по профессиональной программе и получить рабочую специальность.

Ю.В. Шаркнунова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 9. Как одному учителю начальных классов создать программы для разных детей с ОВЗ, обучающихся в одном классе? 

Педагог должен хорошо представлять себе особенности развития детей с ОВЗ, общие и специфические закономерности развития их психики. Именно эти представления лягут в основу работы с такими детьми и в основу понимания результативности их обучения. Адаптированные основные образовательные программы следует писать с опорой на примерные АООП, расположенные по ссылке. При первом варианте АООП - это очень схожие программы и результаты обучения с программами и достижениями нормативно развивающихся обучающихся.

Ю.В. Шаркнунова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 10. Скажите, детям с ОВЗ комфортно в обычных школах?

Вопрос очень неоднозначный. Во-первых, глобальных научных исследований, на сегодняшний момент, не проводилось. Во-вторых, комфортность совместного обучения определяется рядом факторов: степень выраженности нарушения, в том числе степень выраженности интеллектуальных нарушений, доступность среды, адаптированность материалов, система взаимоотношений между участниками образовательных отношений, понимание особенностей развития ребенка учителем и пр. Необходимо помнить, что инклюзивное обучение, в первую очередь, необходимо для детей, обучающихся по первому варианту АООП, в крайнем случае, по второму. Для остальных детей целесообразно говорить о классах, реализующих адаптированные программы.

Если грамотно организовывать совместную детскую деятельность, то, как правило, детям комфортно друг с другом. Здесь стоит говорить о социальной инклюзии, залогом успешности которой является личность взрослого, в первую очередь.

Ю.В. Шаркнунова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 11. Как вы считаете, дети с разными заболеваниями (синдром Дауна, РАС, психические расстройства, ДЦП) могут обучаться в одном классе?

В любом вопросе необходимо опираться на разумность его решения. Конечно, не стоит в один класс зачислять детей из разных нозологических групп. Все перечисленные нарушения могут быть объеденены интеллектуальной недостаточностью, что может быть основанием для их совместного обучения. В то же время, если выраженность расстройств аутистического спектра крайне велика, то целесообразно рассмотреть другие возможности обучения. Такая же рекомендация относится и к детям с ДЦП. Если у ребенка нарушения двигательной сферы выражены и резко сужают самостоятельность передвижения и формирование навыков самообслуживания, то вариант совместного обучения вышеперечисленных категорий детей стоит не рассматривать.

Напомним, что существует документ - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26), в Приложении к которому указаны рекомендуемые нормативы комплектования классов.

Приложение № 1

к СанПиН 2.4.2.3286-15

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ

 

 

Варианты программ образования*

№  п/п

Вид ОВЗ

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

максимальное количество обучающихся

1.

Глухие обучающиеся

Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом - не более 20 обучающихся, при 2 глухих - не более 15 обучающихся

6

5

5

2.

Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся

Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем - не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших - не более 20 обучающихся

I отделение: 8 II отделение: 6

5

Вариант не предусмотрен

3.

Слепые обучающиеся

Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся, при 2 слепых - не более 15 обучающихся

9

7

5

4.

Слабовидящие обучающиеся

Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся

12

9

Вариант не предусмотрен

5.

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся.

12

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

6.

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Не более 2 обучающихся с НО ДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НО ДА - не более 20 обучающихся, при 2 - не более 15 обучающихся.

5

5

5

7.

Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)

Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся

12

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

8.

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС - не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС - не более 15 обучающихся

Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся

Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся

Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2-х обучающихся с РАС в классе с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)

9.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

-

-

12

5

Примечание:* варианты программ:

- 1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;

- 2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения;

- 3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью);

- 4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).

Ю.В. Шаркнунова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 12.  Для чего детям с ЗПР и с синдромом Дауна обучаться в обычном классе? Как учителю разорваться между такими разными учениками?

Дети с ЗПР очень успешны в инклюзивном классе при организации правильного подхода и понимания природы ЗПР. В данном случае следует говорить и о успешной социализации и успешности обучения. В случае с детьми с синдромом Дауна - также возможны позитивные образовательные результаты, но СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ дает непревзойденные результаты.

Ю.В. Шаркнунова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 13. Какие вопросы регламентируют введение ставки тьютора?

В настоящее время принят профессиональный стандарт тьютора. По необходимости руководитель, формируя штатное расписание, может ввести такую ставку.

Ю.В. Шаркнунова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 14.  Напишите, пожалуйста, на какой диагностический инструментарий должен опираться психолог при работе с разными категориями детьми?

Думаю, что ответ будет очень распространенным. Хотелось бы посоветовать обратиться к различным диагностическим пособиям таких авторов как Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, С.Б. Лазуренко, А.Р. Лурия и др.; учебным пособиям по специальной психологии.

Ю.В. Шаркнунова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 15. Подскажите, пожалуйста, методики для выявления одаренных детей в школе.

Ответ: Добрый день. Для выявления одаренных детей можно воспользоваться методикой экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А.Лосева), методикой «карта одаренности» (А.И.Савенков). Методики представлены в методических рекомендациях ТОГИРРО «Выявление одаренных и талантливых детей», авторы И.В. Рябкова, Ю.В.Шаркунова.

Рябкова И.В., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 16. Здравствуйте, какую литературу можно использовать начинающему психологу для подготовки к психологическому просвещению родителей (материалы для родительских собраний и групповых консультаций).

Добрый день. Специально для этой цели в ТОГИРРО разработаны методические рекомендации «Технологии обучающих занятий для родителей», авторы-составители О.А.Мальцева, И.В.Рябкова. Методические рекомендации предназначены для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов. В сборнике рассматриваются технологии обучающих занятий для родителей, а также  предлагаются информационно-методические материалы для проведения родительских собраний.  Освещаются формы и методы работы  с  родителями.

Рябкова И.В., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 17. Подскажите, пожалуйста, возможно в ТОГИРРО есть материалы, помогающие родителям задуматься о здоровье и воспитании своих детей.

В ТОГИРРО разработан «Дневник любящих родителей: Здоровье ребенка - зеркало его жизни», авторы-составители: О.В.Ройтблат, Н.Г.Милованова, Ю.В.Шаркунова, Е.Л.Михайлова. Дневник любящих родителей включает в себя конкретные разработки по родительскому образованию, раскрывающие вопросы здоровьесбережения и здоровьеформирования детей и подростков. Данное методические пособие предназначено для педагогов, родителей и молодежи.

Рябкова И.В., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 18.  Я - начинающий психолог и у меня есть вопрос по диагностике. Скажите, пожалуйста, для ученика 6 класса какой лучше использовать личностный опросник Кэттелла 12-ти или 14-ти факторный. 

Добрый день. Для учеников 6 класса по возрасту подходит 14-факторный личностный опросник Кэттелла. Прежде чем проводить, убедитесь, что у вас есть поло-возрастные стандарты.

Рябкова И.В., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 19. Скажите, пожалуйста, какая сейчас определена часовая нагрузка в неделю для педагога-психолога и должен ли педагог-психолог все это время находиться в образовательном учреждении.

Деятельность педагога-психолога определяется следующими нормативными документами.

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

- педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу*;

- педагогам-психологам;

   - Приказ Министерства образования и науки РФ
от 11 мая 2016 г. N 536 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом:

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за ее пределами.

Рябкова И.В., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 20.  Подскажите, пожалуйста, литературу по развитию зрительно-пространственного восприятия учащихся.

Добрый день. Г. В. Никулина  Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие. Учебно-методическое пособие предназначено для учителей начальных классов образовательных учреждений общего и специального (коррекционного) назначения и призвано обеспечить программно-методическое сопровождение работы по развитию зрительного восприятия учащихся младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения. В книге рассматриваются особенности зрительно-пространственного восприятия и их влияние на успешность обучения.

Рябкова И.В., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии

 

Вопрос 21. Как тестировать детей с нарушениями слуха? Для таких детей тестов существует очень мало. Могу ли я адаптировать, валидизировать тесты для детей с нарушениями слуха для 5-11 классов?

Добрый день. Не можете, так как адаптация теста - это многоэтапный комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях применения: анализ исходных теоретических положений автора теста; для иностранных методик - перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя (с обязательной экспертной оценкой соответствия оригиналу); проверка надежности и валидности в соответствии с психометрическими требованиями; стандартизация на соответствующих выборках.

Валидизация теста - проверка точности измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме. Все эти процедуры невозможны в условиях количественных характеристики выборки, требуют специальных компетенций и предполагают достаточно длительную работу.

В Вашем случае, во избежание недостаточного понимания инструкции к выполнению тестового задания или сложностей в воспроизведении ответов, было бы уместнее подобрать методики, требующие минимальных вербальных инструкций со стороны психолога и минимальных вербальных ответов со стороны испытуемых.

Рябкова И.В., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 22. Можно ли создавать психолого-педагогический консилиум, если в ОО нет учителя-дефектолога?

Состав психолого-педагогического консилиума определяется локальным нормативным актом, который разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и учитывает все особенности организации психолого-педагогической службы ОО. Если в ОО нет учителя-дефектолога, то он и не включается в состав ППк.

Рябкова И.В., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 23. Может ли психолог работать с ребенком без ведома родителей? 

Добрый день. Если мы говорим о работе психолога в общеобразовательном учреждении, то в начале учебного года психолог собирает у родителей анкеты с согласием на работу психолога с ребенком. Этот документ содержит в себе перечисление видов работы, которые психолог может проводить с ребенком (диагностика, развитие, профилактика, консультация). Таким образом он ставит родителя в известность о том, что с его ребенком может быть проведена такого рода работа (по запросу учителя или самого ребенка, например). 

Рябкова И.В., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 24. Как помочь учащимся морально настроиться на сдачу ЕГЭ?

Добрый день.  Вот некоторые рекомендации, которые помогут школьникам в период подготовки к экзаменам.

- Разработать график подготовки к ЕГЭ и повесить на видное место, это поможет структурировать работу и настроиться на процесс подготовки.  Составляя план на каждый день, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Начать стоит с самого трудного.

- Обязательно чередовать занятия и отдых, 40 минут занятия и 10 минут отдыха.

- Найти время для занятий спортом. Физическая нагрузка поможет снять накопившуюся от учебы усталость и тревогу.

- Накануне экзамена хорошо выспаться.

- Мыслить позитивно. Не нужно рисовать перед собой картины провала экзамена. Важно визуализировать положительный результат и верить в свои силы. Экзамен, не есть вся жизнь, это лишь часть жизни, которая является этапом взросления и жизненным опытом ребенка.

Рябкова И.В., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии

Вопрос 25. Что должно представлять собой психолого-педагогическое сопровождение ребенка с позиции управления, то есть организации этой работы в школе?

Психолого-педагогическое сопровождение, согласно ФГОС, направлено прежде всего на обеспечение индивидуализации образовательной деятельности по отношению к ребенку посредством учета его психофизиологических свойств и характеристик. В целом, естественно, благоприятна ситуация тогда, когда сопровождение ребенка обеспечивается командой специалистов.

В идеале, как считает Е.А. Ямбург, это: дефектолог, психолог и социальный педагог, которые совместно вырабатывают тактику отношения взрослых к ребенку, учитывающую: тип нервной деятельности (возбудимость: заторможен-гиперактивен), характер заболеваний и нервных (соматических) расстройств  (по разным данным, в современной школе фиксируется до 90 % детей с различными неврологическими патологиями (от повышенной возбудимости, неустойчивости реакций до психозов и неврастений), психологическое состояние и психологическое здоровье ребенка (прежде всего, уровень тревожности), и здоровый микроклимат в семье и взаимоотношениях с родителями (не секрет, что современная семья претерпевает кризис и уже становится нормой, когда воспитывают ребенка не мама-папа, а мама, либо мама-неродной папа-папа, либо мама-друг-бабушка и т.д., но при этом технологии семейного воспитания остаются прежними - распределение обязанностей и жесткий авторитаризм).

Марчукова О.Г., доцент каф. педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 26. Как связано психолого-педагогическое сопровождение ребенка и деятельность учителя? Ведь в традиционной школе с детьми работает психолог? В чем разница?

Совместно (консилиумом специалистов) вырабатываемые рекомендации специалистов должны становиться руководством к действию для тьютора (классного руководителя) и учителя. Тьютор (классный руководитель), выделяя группы детей со схожими потребностями, может организовать, во-первых, адекватные формы работы с детьми, во-вторых, адекватные формы работы с родителями по формированию их педагогической компетентности. Учитель, понимая особенности ребенка, может и должен организовать образовательную деятельность на уроке максимально комфортно и эффективно для различных групп детей. И здесь на первое место должен выйти феномен мониторинга: учет индивидуальных достижений ребенка по отношению к себе самому.

Марчукова О.Г., доцент каф. педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 27. Охарактеризуйте, пожалуйста, с чем связано и на что должно быть направлено психолого-педагогическое сопровождение ребенка в школе?

В течение школьной жизни ребенка происходит формирование и развитие всех  основных психических процессов, взаимосвязанных между собой:

1) ощущений и восприятия,

2) внимания и памяти,

3) мышления и интеллекта,

4) речи (вербальной и невербальной),

5) воображения, воли и эмоций.

Марчукова О.Г., доцент каф. педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 28. Определите, если это возможно, что представляет собой «базовый уровень» результатов образования?

Прежде всего, важно отметить, что формулировка «базовый уровень результатов» некорректна. ФГОС вводит понятие «базовый уровень освоения содержания образования». Определить «количественно» базовый уровень освоения - достаточно сложно. Это не минимум содержания образования, с которым работал каждый предметник в образовательной практике согласно стандартам предшествующего поколения. Попытаемся дать примерный ответ с точки зрения запоминания и воспроизведения информации. Важно знать, что в ресурс долговременной памяти (то есть остается в памяти через два и более дня) переходит только четверть осмысленной информации. В слове «осмысленной» кроются все проблемы современности: как сделать так, чтобы информация была осмыслена, то есть усвоена и освоена, пропущена через себя ребенком?  Выделение в ФГОСе базового уровня освоения содержания образования, видимо, есть попытка выделить те 25% информации, которые должны быть обязательно усвоены каждым школьником. Поэтому так важно, планируя освоение темы, выделять в ней четко не только знания, умения и навыки, а понятия и действия, которыми должен овладеть ребенок. Вопрос, задаваемый учителем по отношению к самому себе, может звучать примерно так: «Что ребенок должен научиться делать на базе данного учебного материала?» Закреплению этих 25% информации должны способствовать и последующие учебные задания, называемые стандартом «учебные задачи повышенного уровня сложности». Они должны не рассеивать внимание ребенка по типу «это интересно», а концентрировать его внимание вокруг центрального, подлежащего освоению, действия. Через: выведение на практику применения, на применение в заданной ситуации, на проектную задачу, на межпредметные связи и проч. Придание знанию и умению личностной значимости (мне это зачем надо?) - попытка решить проблему не только мотивации, но и прочного освоения, запоминания.

Марчукова О.Г., доцент каф. педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 29. Поясните, в чем суть метапредметных результатов образования и какая взаимосвязь этих результатов должна прослеживаться от начальной ступени к старшей?

ФГОС от ступени к ступени прослеживает динамику метапредметных результатов образова­ния: в начальной школе они включают освоение УУД, в основной школе - освоение межпредметных понятий и УУД, позволяющее их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, + самостоятельность в построении индивидуальной образователь­ной траектории; в старшей школе к вышеперечисленным добавляется владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Таким образом очевидно, что в 10 класс ребенок должен прийти с уже сформированным представлением о собственной образователь­ной траектории и путях ее реализации.

Крайне важно подчеркнуть преемственность и развитие идей Стандарта, касающихся формирования и развития УУД. Отметим, что в начальной школе происходит формирование УУД  целеполагания, планирования и организации при решении учебных задачи уровень их сформиро­ванности должен быть определен «на этапе завершения обучения в начальной школе»;  в основной школе ребенок должен овладеть УУД на уровне исследовательских компетенций, к которым отне­сены целеполагание, мотивирование, планирование путей достижения цели, коррекция и координа­ция своих действий, контроль и самоконтроль достижения результата, оценка и самооценка степени соответствия результата поставленной цели. Эти умения, сформированные в рамках учебной (уроч­ной и внеурочной) деятельности под руководством педагога, позволят ему уже в старшей школе овладеть способами самостоятельной познавательной, учебно-исследовательской и проектной дея­тельности, навыками разрешения проблем; что обеспечит способность и готовность к самостоятель­ному поиску методов решения практических задач; готовность и способность к самостоятельной ин­формационно-познавательной деятельности. В соответствии с этим «растет» важнейшее и, пожалуй, самое сложное УУД - рефлексия: от соотнесения полученного результата поставленной учителем задаче, к соотнесению «результат -  цель», а в старшей школе - к соотнесению «результат - цель - оценка оптимальности избранного пути ее достижения».

Марчукова О.Г., доцент каф. педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 30. Поясните, на что обратить внимание при формировании и развитии УУД в начальной, основной и в средней школе?

В начальной школе формирование универсальных учебных действий должно отражать их связь с содержанием учебных предметов; учителю важно определить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий и типовые задачи по их формированию, а в основной и старшей школе развитие универсальных учебных действий должно быть направлено на реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. При этом в основной школе развитие УУД включает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности и должно опираться на типовые задачи применения универсальных учебных действий; а в старшей школе - обеспечивать их использование в учебной, познавательной и социальной практике.

Достижение целей формирования и развития УУД в основной школе должно найти свой воплощение в реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, а в старшей школе - в формировании навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, индивидуального проекта. Именно эта установка Стандарта - направленность учебно-исследовательской деятельности ребенка на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы - закрепляет практико-ориентированный характер метапредметных результатов образования.

Марчукова О.Г., доцент каф. педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 31. Как ФГОС определяет возможность обеспечения индивидуализации образования в условиях массовой школы?

Индивидуализация образования на всех ступенях образования достигается за счет сочетания учебной и внеурочной деятельностей ребенка. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными механизмами реализации основной образовательной программы на каждом уровне общего образования. Соотношение обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса, демонстрирует «поле выбора» для ребенка:

Начальная школа: 80 % - 20 %.

Основная школа: 70 % - 30 %.

Старшая школа: 2/3 - 1/3.

Индивидуализация образования в старшей школе становится реальной благодаря тому, что Учебный план ООП СОО предусматривает изучение обязательных учебных предметов (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей), дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов. При этом  предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. Предметные результаты на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки, на углубленном уровне - на подготовку к последующему профессиональному образованию и развитие индивидуальных способностей обучающихся. Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся на метапредметной основе.

Марчукова О.Г., доцент каф. педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 32. На какие нормативные источники нужно ориентироваться при разработке Положения о ВШК?

Структура контроля в отношении образовательно организации

Внешний контроль

Внутренний контроль

Государственный контроль (надзор)

в области образования

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. №164 "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования" 

- «Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» (Приложение к письму Рособрнадзора от 16.07.12 № 05-2680).

 

НОКО (независимая оценка

качества образования)

-  Ст.95 Независимая оценка качества образования ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ

-  Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.14 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

-  Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (утв. зам. Министра образования и науки РФ 01.04.2015)

«Правила размещения на официальном сайте ОО в информационно-телекоммуникационной  сети «Интернет» и обновления информации об ОО» (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 №582).

ВСОКО (внутренняя система оценки качества образования)

Статья 28.3(13) Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ.

 

ВУК (внутриучрежденческий

контроль)

- «РЕКОМЕНДАЦИИ об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования РФ» (Приложение к инструктивному письму Минобразования России от 11.06.98 №33)

- Письмо Минобразования РФ от 10.09.99 № 22-06-874 "Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности"

- Письмо Минобразования РФ от 07.02.01 № 22-06-147 "О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений".

Процедура самообследования

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ

- Приказ Минобрнауки России от 14.06.13 №462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией" 

- Приказ Минобрнауки России от 10.12.13 №1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию" 

Публичный доклад

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ

- Письмо Минобрнауки России от 28.11.2010г. №13-312 «О подготовке публичных докладов»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. №582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации"

Марчукова О.Г., доцент каф. педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 33. Какие требования к учителю предъявляет разработанный проект профессионального стандарта «Педагог...»?

Заданная структура профессионального стандарта раскрывает содержание деятельности современного педагога. Четко выделяются три вида деятельности: обучающая (связанная с реализацией содержания образовательной программы), воспитательная (связана с формированием духовно-нравственного мира ребенка), и развивающая - нацеленная на актуализацию образовательного потенциала ребенка через предмет (образовательную деятельность). Если первые две описаны понятиями профессиональных компетенций, то третья и требованиями к личностным качествам. Отдельно - в качестве модулей - определены специализация деятельности учителя математики и учителя русского языка, что коррелирует с направлениями государственной политики в сфере образования - утверждением Концепции развития математического образования в Российской Федерации, Историко-культурного стандарта и Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ. Собственно содержание работы педагога обосновывается методологией компетентностного и системно-деятельностного подхода, представляя функционал через соотношение знаний, умений, действий, и выделяя в качестве доминантных проектировочные компетенции. На этапе разработки стандарта его авторы указывали, что теоретической платформой для развивающей как приоритетной деятельности педагога выступают культурно-исторический, деятельностный и развивающий подходы. Действительно, анализ текста убеждает в том, что преодолен технократизм в отношении педагогической деятельности. Свой предмет - как часть культуры, предметная деятельность - как воспроизводство культурных образцов, демонстрация детям эстетики предметного содержания, культура преподавания и язык общения с ребенком как речевая культура педагога - эти положения стандарта воспринимаются свидетельствами гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса. Единые основания в ФГОС дошкольного и общего образования, профессионального стандарта педагога и концепций математического, филологического и исторического образования - демонстрируют системный подход к организации школьного мира.

Марчукова О.Г., доцент каф. педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 34. В чем состоит и как достигается контекстность образования?

Рассуждая о контекстах современного образования, мы с неизбежностью обращаемся к наращиванию информации, технологий, угроз и опасностей техногенного мира. Моделирование образовательных условий, способствующих формированию личности, готовой к жизни в эпоху перемен и инноваций - предмет научных дискуссий. Содержание требований профессионального стандарта показывает, что контекстность рассматривается как инструмент формирования такой личности. Обращение к актуальному опыту ребенка, интеграция образовательных деятельностей и предметного содержания, формирование проектных и исследовательских компетенций - эти идеи пронизывают образовательные стандарты дошкольного и общеобразовательных уровней образования. Профессиональные знания и умения педагога связываются с его готовностью организовывать обсуждения, дискуссии, диспуты, дебаты, соревновательность, турниры, интеллектуальные состязания и игры, интернет-форумы, выступления и т.д. «Красной нитью» проводится идея событийности образования, активных форм обучения и воспитания: детские и детско-взрослые совместные формы работы содержатся в требованиях к организации работы с учащимися: «совместно с ребенком», «совместно с другими учителями», «совместно с родителями и семьей», «совместно со школой». Формирование культуры переживания посредством активного освоения предмета и с помощью предмета мира вокруг осознается как один из ключевых результатов образования современного ребенка. Поддерживающим началом в этом выступает безусловный приоритет воспитательной деятельности педагога через реализацию (воплощение) воспитательных возможностей в обучении, ориентированными на духовно-нравственное развитие ребенка.

Развивающая деятельность педагога и всего педагогического коллектива связывается с процессом формирования и развития психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Анализ компетенций трудовых функций профессионального стандарта показал, что содержание большинства компетенций так или иначе связано с обеспечением психологической безопасности, поддержкой ребенка, его защитой. Данное наблюдение позволяет заключить, что предпринята попытка преодоления одинокости ребенка и одинокости педагога, - задачи, актуализированной педагогической наукой и образовательной практикой. Эта явная ориентация на поддержку, защиту и помощь, сохранность детства как уникального и самодостаточного периода в жизни человека (детоцентризм как социальная характеристика).

Марчукова О.Г., доцент каф. педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 35. Если ребенок занимается в организации дополнительного образования, может ли он не посещать занятия внеурочной деятельности в школе?

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Например, если ребенок занимается в музыкальной школе, то занятия, посещаемые им в данной организации, могут быть засчитаны как часы внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.

А.Р. Файзуллина, доцент кафедры педагогики и психологии

 

Вопрос 36. Должны ли быть прописаны в дополнительной общеразвивающей программе личностные и метапредметные результаты или достаточно лишь предметные результаты?

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№1726-р) одним из оснований проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является ориентация на личностные и метапредметные результаты образования.

А.Р. Файзуллина, доцент кафедры педагогики и психологии

Вопрос 37. Сколько лет необходимо учиться в аспирантуре?

У нас в аспирантуре заочная форма обучения - 4 года.

А.Р. Файзуллина, зав. аспирантурой

Вопрос 38. Нужно ли сдавать вступительные экзамены при поступлении в аспирантуру? Если да, то, какие?

Да. 3 экзамена - философия, иностранный язык, педагогика.

А.Р. Файзуллина, зав. аспирантурой

Вопрос 39. Какие направления воспитательной работы в школе являются сегодня приоритетными и основными?

Направления воспитательной работы прописаны в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р).

А.Р. Файзуллина, доцент кафедры педагогики и психологии

 

Вопрос 40. Необходимо дополнительные общеобразовательные программы утверждать каждый год?

Да, в соответствии с п.11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008) организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

А.Р. Файзуллина, доцент кафедры педагогики и психологии

Вопрос 41. Какие документы необходимы для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилых помещений?

Включение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в список должно осуществляться на основании:

- заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, приемных родителей, руководителей специализированных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей);

- в случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основание: Федеральный закон от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

А.Р. Файзуллина, доцент кафедры педагогики и психологии

Вопрос 42. Какое наказание понесут родители обучающегося, употребляющего наркотические средства или психотропные вещества?

Согласно ст.20.22 Кодекса РФ об административных нарушениях - нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ - влечет наложение административного штрафа на родителей или законных представителей несовершеннолетних в размере от 1500 до 2000 рублей.

А.Р. Файзуллина, доцент кафедры педагогики и психологии

Вопрос 43. Можно ли традиционные школьные мероприятия объединять в программы и предлагать их в качестве программы внеурочной деятельности?

Традиционные школьные мероприятия относятся к системе воспитательной работы школы. Занятия в рамках внеурочной деятельности стоят в расписании образовательной организации и проведение их для педагогов обязательно. Они не рассчитаны на большое количество учащихся, при организации, разработке учитываются индивидуальные особенности детей, используются новые технологии (проектная деятельность, исследовательская деятельность и др.).

А.Р. Файзуллина, доцент кафедры педагогики и психологии

Вопрос 44. Как производится учет занятости учащихся внеурочной деятельностью?

Ведется индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности.

А.Р. Файзуллина, доцент кафедры педагогики и психологии