Консультации (вопрос-ответ)

Вопрос: Перспективы итоговой аттестации в форме сочинения, МАОУ СОШ №50 Семенихина Л.А.
Ответ: 18 марта 2014 года. Очередное заседание рабочей группы по возвращению сочинения при МОН РФ. http://sochinenie.wikivote.ru/

 

Вопрос: Методика обучения лингвистическому сочинению, МАОУ СОШ № 39 Кнакнина Е.В.
Ответ: Пройти обучение в ТОГИРРО на семинарах-практикумах по написанию лингвистического сочинения познакомиться с материалами на сайтах издательств, Сайты ФИПИ, РЕШУ ЕГЭ, Нарушевич Г.
 
Вопрос: Выбор УМК в старшей школе. МАОУ лицей № 81 Елсуфьева Н.И. (Пахновой, Архангельского), Кошина В.А.,  Нижнетавдинская СОШ Болгова Т.Г. Русское слово УМК Быстровой МАОУ СОШ № 3 Цыганкова С.И., Абатская СОШ №1 Куликова Н.В., МАОУ СОШ № 59 МО учителей русского языка и литературы. ВЕНТАНА-ГРАФ УМК Шмелева А. Д. Абатская СОШ №1 Куликова Н.В., МАОУ СОШ № 59 Аквазба С.О.

Ответ: Пройти обучение в ТОГИРРО на семинарах-практикумах по выбору и использованию УМК в урочной и внеурочной деятельности, познакомиться с материалами на сайтах издательств, с изменениями в Федеральном  перечне учебников на 2014-2015 учебный год (20 мая встреча с методистом издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ»)
Проект ФПУ, "Газета.Ru" 19.03.2014, http://izvestia.ru/news/567262#ixzz2z22kRbRP
ИЗВЕСТИЯ 16.04.2014

 

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, какими программами, учебными пособия, хрестоматиями можно пользоваться при реализации регионального компонента по литературе в школе?
Ответ: В Тюменской области уже накоплен большой опыт по реализации регионального компонента на уроках литературы в основной школе. Внимания достойна система работы МАОУ СОШ № 39 г.Тюмени с углубленным изучением краеведения (см.приложение). При этом специальной программы изучения литературы Тюменского края нет. Учителя должны самостоятельно планировать уроки по изучению региональной литературы в рамках вариативной части программы (10-15% от общего количества часов). В планировании и проведении уроков и внеклассных мероприятий учителям могут помочь следующие учебные издания и хрестоматии:

 

ХРЕСТОМАТИИ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Литература Тюменского края: Книга для учителя и ученика / Под ред. Н.А. Рогачевой. - Тюмень: СофтДизайн, 1997

Литература Тюменского края Хрестоматия в трех книгах: Кн.1. 5-7 кл. / Сост. Г.И. Данилина, Н.А. Рогачева, Е.Н. Эртнер. - Тюмень: «СофтДизайн», 1996

Литература Тюменского края. Хрестоматия в трех книгах: Кн.1. 8-9 кл. / Сост. Г.И. Данилина, Н.А. Рогачева, Е.Н. Эртнер. - Тюмень: «СофтДизайн», 1996

Лукоморье. Литературная хрестоматия: Книга для учащихся 5-7 кл. / Сост Н.Н. Горбачева, Н.А. Рогачева. - Тюмень: «СофтДизайн», 1997

«Страна без границ»: Литературная хрестоматия для 8-11 классов в 2 книгах. Составители: Н.Н. Горбачева, Н.А. Рогачева. Тюмень. 1998.

 

Вопрос: А как методически грамотно выстроить уроки по региональной литературе в школе?
Отвечая на Ваш вопрос, обозначу основные принципы реализации регионального компонента и включения произведений родного края в программу по литературе:

 

1. Учет территориальной и культурной специфики района, к которому относится образовательное учреждение: например, крайний Север - рекомендуются, помимо других, произведения Юрия Вэллы, Ювана Шесталова, Еремея Айпина,  Анны Неркаги и др.,  город Тюмень  - произведения В.П. Крапивина, К.Я. Лагунова,  А.Омельчука, В.Строгальщикова и др.

 

2. Учет возрастных и психолого-педагогических особенностей обучающихся, их познавательного и читательского интереса: например, для проведения уроков внеклассного чтения рекомендуются произведения:5 класс: Владислав Крапивин. «Мушкетер и Фея». Повесть

  • Владислав Крапивин. «Бегство рогатых викингов». Повесть
  • Владислав Крапивин. «Мальчик со шпагой». Повесть
  •  Михаил Лесной. «Яшка». Рассказ
  •  Юрий Вэлла.  «Сегодня утром дождь» и др.?

6 класс:Тит Мартышкин. «Маршрутами памяти». Очерк

  •  Тит  Мартышкин. «Кто лебедя убьет...». Очерк
  •  Раиса Лыкосова. «Просека». Рассказ
  •  Юрий Вэлла.  «Сегодня утром дождь» и др.

3. Основной и региональный компонент должны быть тематически и художественно связаны, органично переплетаться, дополняя друг друга:

ПРИМЕРЫ ПРОГРАММНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ЛИТЕРАТУРЫ НАШЕГО КРАЯ (ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ)

В.Астафьев «Васюткино озеро» + К.Лагунов «Тайна Черного озера».

А.Гайдар «Тимур и его команда», «Военная тайна» + В.Крапивин «Бегство рогатых викингов».

Мифы о создании мира + Остяцкая легенда, Ненецкий миф о сотворении мира.