Исследовательская и проектная деятельность школьников

06.05.2024

Изображение новости

 

4 мая 2024 года в Отделении непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников г. Тобольск (ОНППМПР) состоялся семинар «Исследовательская и проектная деятельность школьников». В семинаре приняли участие педагоги, которые стремятся воспитывать в детях позицию исследователя.

Сегодня формирование проектно-исследовательских знаний и умений школьников является одним из требований федерального государственного образовательного стандарта. «Проектно-исследовательская деятельность учащихся является обязательным элементом образовательных программ и должна быть включена в учебный процесс всех уровней образования - начального, основного и среднего» (Приказ от 16 ноября 2022 года №993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»).

У каждого педагога имеется собственный опыт реализации проектной и исследовательской деятельности школьников, но всегда интересно поучиться у своих коллег. На встрече 4 мая участники семинара познакомились с опытом коллег, ведущих это направление на протяжении многих лет и имеющих высокие результаты.

Ольга Васильевна Бухарова, учитель истории и обществознания филиала МАОУ «Прииртышская СОШ» - «Верхнеаремзянская СОШ им. Д.И. Менделеева», заведующая комплексно-краеведческим музеем «На родине Д.И. Менделеева», представила часть проектов и исследовательских работ своих учеников. Юные исследователи становятся победителями и лауреатами Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева, городских, районных, региональных научно-практических конференций «Растим патриота и гражданина: теория, опыт, инновации», «Интеллект XXI век», «Юный менделеевец». Ежегодным для участия является международный форум научной молодежи «Шаг в будущее». Темой для исследования часто становится определенная страница жизни поселка, близких людей:

  • Выдающиеся земляки

  • Герой России - житель нашего города

  • Герой Советского Союза - выпускник нашей школы

  • История села в военный период

  • Исчезнувшие деревни моей малой Родины

  • Храмы нашей местности.

«Увлекаясь темой исследования, проекта, важно помнить о грамотном оформлении работы, точности формулировок, - пояснила Ольга Васильевна, - например, формулировка цели - это чаще одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?».

Светлана Валерьевна Тимохович, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №16 имени В.П. Неймышева г. Тобольск, представила несколько работ, которые также заслужили высокие оценки в научной среде, среди них работа «Резной узор Тобольских окон» получила признание на федеральном уровне. На примере работ «Моделирование кольчуги», «Сравнительный анализ печатной рекламы XIX и XXI вв. на материалах периодических изданий: «Тобольские губернские ведомости» XIX века и «Тобольской правды» XXI века» Светлана Валерьевна рассказала, как важно учить детей видеть потенциальные темы исследований в нашей обыденной жизни, учиться отличать предмет и объект исследования, работать с архивными документами. Условиями для совместной научной работы педагога и школьника для Светланы Валерьевны являются умение создавать атмосферу доверия и поддержки со стороны учителя, умение работать в проектном режиме, выходить за рамки школьной программы и учебного предмета.

Проектная и исследовательская деятельность формирует научный способ мышления, а также развивает готовность к постоянному саморазвитию и самообразованию, способность к проявлению самостоятельности и творчества при решении личностно и социально значимых проблем. Илья Эдуардович Кульмаметов, педагог-психолог МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана» г. Тобольск, победитель конкурса «Педагог года Тюменской области-2024» в номинации «Педагог-психолог», применяет метод проектов для личностного развития подростков. На семинаре Илья Эдуардович представил мастер-класс, как проходить все этапы проектирования на актуальные для современных подростков темы:

  • Как вы понимаете для себя, что такое подработка?

  • Разработайте опросник и проведите исследование среди сверстников, о том какие виды подработки они выполняют и как это помогает им понять свои профессиональные интересы и навыки.

  • Пользуясь открытыми источниками изучите, каким образом творческая и интеллектуальная деятельность влияет на развитие личности.

  • Изучите объявления о подработке на различных платформах, выделите основные виды подработок и проанализируйте, какие из них требуют интеллектуальных или творческих навыков.

Своеобразный «Проект в проекте» получился у школы №2. Кристина Александровна Секисова, учитель химии МАОУ СОШ №2 г. Тобольск, представила результаты деятельности кружка «Химия окружающей среды». Лаборатория в школе организована при поддержке СИБУР. В дальнейшей реализации партнером проекта стал Институт Криосферы Земли, ТюмНЦ СО РАН, г. Тюмень. От своих наставников ребята получили важные уточнения о том, как грамотно готовить визуализацию стендовой защиты проекта. В рамках кружковой деятельности у ребят имеется возможность провести собственные исследования по мониторингу качества воздуха, воды, диагностики почв своего микрорайона и выступить на научно-практических конференциях муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Старший научный сотрудник лаборатории истории Сибири Тобольской комплексной научной станции УрО РАН Татарникова Анна Ивановна многие годы выступает и в роли наставника юных исследователей, и в роли эксперта в составе жюри НПК. Она акцентировала внимание слушателей на том, как лучше готовиться к публичному выступлению на защите проекта или исследовательской работы:

  • Продумывать структуру доклада

  • Разбирать непонятные слова, термины

  • Использовать тайм-менеджмент (разбивка текста на части, установка время на каждую часть)

  • Прогнозировать возможные вопросы

  • Предварительно выступать с защитой проекта в кругу своих одноклассников

  • Корректировать защитную речь, презентацию, формировать готовность развернуть и свернуть речь при необходимости.

Библиотечно-информационный центр школы № 16 имени В.П. Неймышева (БИЦ) реализует свою деятельность исключительно в проектном формате. Заведующая БИЦ МАОУ СОШ №16 имени В.П. Неймышева г. Тобольск Надежда Анатольевна Леонтьева умело пользуется возможностями цифровой среды, переводя проекты в формат веб-квестов: «По стопам Семёна Ремезова», «Загадки великого химика». Хватает сил и времени и на индивидуальные проекты. «Сейчас, - поделилась Надежда Анатольевна, - полностью захватил проект по созданию прототипа орнитоптера «SkyBird», который уже вызывает интерес в научной среде». Работа продолжается.

 

Ольга Маликова, старший преподаватель Отделения НППМПР г. Тобольск

 

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитик Яндекс Метрика, предоставляемы компанией ООО "Яндекс", 119021, Москва, Россия, ул. Л.Толстого, 16 (далее - Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы "cookie" с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Собранная при помощи "cookie" информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи "cookie", будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
ПринятьНастройки