«Цифровизация образования: вызовы современности»
18.09.2020 Современный
мир ставит перед образованием новые
задачи. «Цифра», с одной стороны, помогает
их решать, с другой - создает новые
вызовы.
«Цифровизация образования:
вызовы современности» под таким названием
18 сентября на базе ЦНППМ ПР г. Ишима
прошел Единый методический день для
педагогических работников в формате
информационно-методической выставки.
21 век ознаменовался переходом человечества к информационному обществу, в котором особую роль играют цифровые технологии. Цифровая трансформация коснулась всех областей: политической, экономической, общественной, культурной. В условиях стремительного обновления и уплотнения информационных потоков ведущую роль в формировании IT- компетентности играет образование, именно оно обеспечивает готовность человека работать с различными источниками и носителями информации, критически осмысливать ее и использовать для решения личностно и общественно значимых проблем.
Именно система образования - это мост, который должен обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми типами труда и резким ростом созидательных возможностей человека.
В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Использование Интернета в образовательных учреждениях и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения. Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие.
Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. Вопрос формирования информационной культуры и безопасности участники выставки смогли обсудить с кандидатом физико-математических наук, заслуженным учителем РФ, руководителем IT-Лаб Цвырко Олегом Леонидовичем.
Изучение
естественных наук не обходится без
экспериментов, демонстрации и практических
работ. Наглядный подход позволяет
учащимся понять абстрактные явления,
представить действие законов и
естественных процессов, глубже усвоить
изучаемую тему, помогает разобраться
в трудных для восприятия вопросах,
повышает интерес к предмету. Применение
цифровых лабораторий значительно
повышает наглядность. Возможности
использования цифровых лабораторий в
образовательном процессе продемонстрировала
Беспятова Ольга Васильевна, учитель
физики МАОУ СОШ №2, руководитель сетевой
лаборатории «Вселенная».
Оборудование
цифровых лабораторий, которым могут
воспользоваться учителя в своей работе,
универсально, может быть включено в
разнообразные экспериментальные
установки, позволяет проводить измерения
в «полевых условиях», побуждает учеников
к творчеству, давая возможность легко
менять параметры измерений. Особо
следует отметить программу для
видеоанализа, которая дает возможность
получать данные из видеофрагментов,
что позволяет использовать в качестве
примеров и количественно исследовать
реальные жизненные ситуации, отснятые
самими учениками. Учащиеся получают
возможность заниматься проектной,
исследовательской деятельностью, сами
анализировать полученные данные.
Неподдельный
интерес у участников выставки вызвала
тема «Проектирование «цифрового»
урока». На практикуме «Информационная
грамотность педагога» сотрудники ЦНППМ
ПР г. Ишима продемонстрировали возможности
конструктора интерактивных уроков
CORE. Педагоги-участники выставки
тренировались в моделировании своего
«цифрового» урока и отметили, что данный
конструктор удобен в применении,
инструментарий дает возможность создания
образовательных материалов, эксклюзивных
уроков, интерактивных рабочих листов,
позволяет вставлять текст, изображение,
видео, прикреплять документ, организовать
опрос (предложены инструменты для
контроля и формирующего оценивания). У
учителя есть возможность посмотреть
результаты как по всему классу, так и
по каждому ученику в отдельности.
Кроме
того, участникам выставки была
предоставлена возможность продиагностировать
уровень профессиональных компетенций
и познакомиться с возможностями
виар-шлема.
Большинство педагогов отметили, что понятие цифровизация ассоциировалось с глобализацией. Это многих пугает и подавляет: кажется, что не останется места живому общению, живому слову, живой книге, внимательным глазам, которые устремлены на тебя, а не на экран гаджета. Выставка помогла осознать, что «цифра» дает много новых возможностей: предполагает современные подходы в обучении, вызывает активный интерес учащихся, ускоряет процесс взаимодействия.
Спасибо «цифре» за то, что она заставляет нас меняться, но не подстраиваться, расти, но не возвышаться, видеть дальше, но не пропускать то, что у тебя под носом.
Коллектив
ЦНППМ ПР г. Ишима выражает слова
благодарности Беспятовой О.В. и Цвырко
О.Л. за сотрудничество, всем участникам
мероприятия за позитивные отзывы,
проявленный интерес, активность!
Спасибо,
уважаемые коллеги и до новых встреч!!!
Материал подготовлен Менг Оксаной Васильевной, руководителем ЦНППМПР г. Ишима